По словам пациентов, в июле врачи областного Центра профилактики и борьбы со СПИД начали менять схемы лечения — вместо иностранных антиретровирусных (АРБ) препаратов предлагают российские дженерики, вызывающие побочные реакции. «Последнюю схему лечения мне назначили несколько лет назад и сказали, что ее больше менять нельзя, — сообщает на портале «Перебои.ру» (организация «Пациентский контроль») Екатерина, пациентка из Екатеринбурга. — Но на прошлой неделе терапию мне поменяли из-за трудностей с поставками в Россию импортного препарата. Вновь назначенные лекарства я принимаю неделю и очень плохо себя чувствую (сухость во рту, диарея, тошнота, слабость, ощущение обезвоживания и невысыпания). Хотелось бы вернуть прежнюю схему терапии».
Тем, кто не соглашается на российские дженерики, в центре предлагают приобретать оригинальные препараты за свой счет. «Заведующая центром сказала — как только препарат появится, со мной свяжутся и выдадут его, — сообщает пациентка Анна. — Но будут ли поставки до конца года, сотрудники не знают».
За деньги лекарства тоже не всегда достанешь. По данным из 18 регионов (включая новые территории на Украине), на которые ссылается «Пациентский контроль», сейчас в дефиците 11 препаратов для лечения ВИЧ-больных.
Вот их список:
- атазанавир — 200 мг
- дарунавир — 600 и 800 мг
- ритонавир — 100 мг
- тенофовир — 300 мг
- элсульфавирин — 20 мг
- эмтрицитабин — 200 мг
- эфавиренз — 400 мг и 600 мг
- долутегравир — 50 мг
- ралтегравир — 400 мг
- этравирин — 200 мг
- комбинация рилпивирин/тенофовир/эмтрицитабин
Причем дженерики последних четырех препаратов российские фармзаводы не выпускают.
По данным «Пациентского контроля», российские регионы закупают не больше 5% необходимых АРБ-препаратов. В Свердловской области, по данным Минздрава, на это тратят 200 млн рублей. Основные расходы несет федеральный бюджет. Наибольшего охвата пациентов — 71% — России удалось добиться в 2022 году, когда на закупки потратили 38,6 млрд рублей. Причем 8,6 млрд заняли из средств, предусмотренных на 2023 год.
В текущем году специалисты прогнозируют дефицит — денег хватит, чтобы обеспечить только 30% больных, нуждающихся в АРВ-терапии. Общественное движение людей, живущих с ВИЧ, «Пациентский контроль», и активисты из 32 городов России призвали российское правительство, Госдуму и Минздрав принять экстренные меры. «Иначе могут начаться беспрецедентные проблемы с обеспечением АРВ-препаратами пациентов с ВИЧ с далеко идущими негативными последствиями, — предупреждают общественники. — Это негативно отразится на результатах лечения ВИЧ-инфекции и повлечет рост новых случаев заражения».
Чтобы избежать коллапса, пациенты предлагают организовать дополнительные закупки АРВ-препаратов в 2023 году на заемные средства из бюджета, предусмотренного на 2024 год, и увеличить расходы на 2024 и 2025 годы.
Запросы о дефиците лекарств редакция 66.RU. направила в минздрав региона и ГАУ СО «Фармация», на складах которой хранятся АРБ-препараты. На момент публикации ответов мы не получили.
Главный врач СПИД-Центра Анжелика Подымова подтвердила дефицит препарата Долутегравир. По ее словам, регион получил лекарства меньше, чем предусматривала федеральная заявка на 2023 год. Дополнительные закупки возможны либо централизованно, либо за счет регионального бюджета. «Пациентам, не имеющим противопоказаний, Долутегравир из схемы антиретровирусной терапии заменяется на другой препарат в соответствии с существующими клиническими рекомендациями, – пояснила Подымова. – По мере поступления Долутегравира в Свердловскую область и при наличии показаний у пациентов будет возвращена схема лечения на основе этого препарата. Остальные указанные препараты есть в наличии».
Подымова предположила, что жалобы пациентов на дефицит лекарства связаны с их высокой приверженностью к терапии.