Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Еда стала доступным легальным наркотиком». Почему похудеть сложно, а иногда – просто невозможно

27 февраля 2023, 10:15
«Еда стала доступным легальным наркотиком». Почему похудеть сложно, а иногда – просто невозможно
Фото: Антон Буценко, 66.RU
Ожирение в большинстве развитых стран приобрело характер пандемии. В России избыточная масса тела является пятым по значимости фактором риска преждевременной смертности населения, так как ожирение – это, в первую очередь, такое же серьезное заболевание, как нарушение углеводного обмена и патология щитовидной железы. Как не оказаться в плену у лишнего веса, могут ли чрезмерно тучные рассчитывать на былую стройность и каким образом врачи помогают крупным пациентам сегодня – рассказывает бариатрический хирург клиники «УГМК-Здоровье» Станислав Цап.

Это интервью, которое можно читать, а можно слушать или смотреть. В подкасте и видео — информации еще больше. Там, например, вы узнаете, почему ожирение — это все же больше психологическая проблема и почему мы все едим больше, чем того требует наш организм.

— Что считается ожирением и как понять, когда лишний вес переходит из разряда «здоровый человек, кровь с молоком» в болезнь и серьезную проблему?


— Основным показателем ожирения является индекс массы тела — величина, которая показывает соотношение веса к росту и используется для определения массы тела и стадии ожирения. Чтобы узнать ИМТ, необходимо вес в килограммах разделить на квадрат роста в метрах. Показатель больше 30 считается ожирением. Дальше его уже классифицируют по степеням. Например, индекс массы тела более 40 — это морбидное ожирение, что в переводе с латинского означает смертельное. Именно людям с таким индексом, как правило, назначают оперативное вмешательство.

Но с индексом массы тела нужно быть аккуратными, потому что все же это усредненное понятие. Для профессиональных спортсменов он вообще не работает, потому что у них нет жировой прослойки, только мышцы. Зачастую именно профессиональные спортсмены сталкиваются с проблемой ожирения, когда заканчивают карьеру. Большой спорт требует больших энергетических затрат, поэтому люди привыкают много есть, чтобы компенсировать потери. Когда физические нагрузки заканчиваются, начинаются проблемы, потому что человек просто привык много есть.

Да, все полные люди, как правило, весельчаки. Кость широкая, кость тяжелая — есть много вариантов того, как они подшучивают над собой. Но кости весят у всех примерно одинаково. Проблема в том, что накопилось на этих костях. И когда по-честному разговариваешь с людьми с лишним весом, они рассказывают, что хотят выглядеть по-другому, хотят быть более активными. Иногда лишний вес доставляет трудности даже в плане гигиены.

Поэтому «кровь с молоком» — это хорошо, но до поры до времени. Избыточный вес приведет за собой множество заболеваний, которые сокращают срок жизни и значимо ухудшают качество этой жизни.

«Еда стала доступным легальным наркотиком». Почему похудеть сложно, а иногда – просто невозможно
Фото: Антон Буценко, 66.RU

— К каким заболеваниям приводит ожирение?


— Сопутствующими заболеваниями чаще всего являются гипертоническая болезнь и сахарный диабет. Часто при большом весе у людей случается апноэ сна — расстройство, при котором происходят периодические остановки дыхания. Страдают суставы и половая сфера жизни.

— Какова ситуация с ожирением в Свердловской области?

— Министерство здравоохранения год к году регистрирует все большее число случаев ожирения во всех областях нашей страны. Свердловская область в этой статистике не является исключением ни в лучшую, ни в худшую сторону.

Ожирение действительно стало бичом нашего мира, потому что растет калорийность продуктов, растет потребление фастфуда, растет и уровень психологических проблем населения. А люди часто заедают стрессы. Еда становится доступным легальным наркотиком, предметом получения удовольствия. Ведь для того, чтобы поесть, не нужно далеко ходить и прилагать серьезных усилий.

— Кому чаще свойственно ожирение — женщинам или мужчинам?

— Ожирение не выбирает себе жертв по половому принципу. Но к бариатрическим хирургам с запросом решить проблему чаще обращаются все же женщины.


— Потому что они больше стремятся хорошо выглядеть?


— Если люди приходят к бариатрическому хирургу за внешностью, то в 90% случаев они будут недовольны результатом. На самом деле вопрос внешнего вида для тех, кто решается на операцию, как правило, вторичен. Женщины больше, чем мужчины уделяют внимания именно вопросу здоровья и спокойнее идут к врачу за помощью.

«Еда стала доступным легальным наркотиком». Почему похудеть сложно, а иногда – просто невозможно
Фото: Антон Буценко, 66.RU

— А можно ли похудеть с помощью диет и спорта?


— Простому человеку — без выраженного ожирения — можно. Но проблема ведь не в потере лишних килограммов, а в том, как взять себя в руки, заковать в диету, пойти в спортзал и удержать этот вес. А с учетом того, что еда — это легальный наркотик, у каждого периодически происходят срывы, и человек снова начинает набирать вес, зачастую набирая гораздо больше, чем сбросил.

Люди с серьезным ожирением не могут себе позволить ни спорт, ни диеты. Как правило, из-за лишнего веса у них уже есть проблемы с суставами и позвоночником. Да что уж — некоторым даже ходить тяжело.

Диеты — тоже не для них. Потому что это тело хочет есть. Более того, скорее всего, у него уже есть диабет или повышен инсулин, начались гормональные изменения, с которыми голова совладать не может. Такие люди могут продержаться на диете день, два, но они будут постоянно думать о еде. На третий день это станет единственной мыслью. Поверьте, это ужасное состояние.

— Вы говорите про стресс, психологические проблемы и заедание и того, и другого. Какова тогда вероятность, что человек, который прошел бариатрическую операцию, не вернется после нее к простому способу решения проблем с помощью еды? Замкнутый круг получается.

— По статистике, диеты работают на 5%. То есть только 5 человек из 100 через 3–5 лет смогут похвастаться результатами, которые они достигли при похудении. Остальные 95 — наберут. Бариатрическая хирургия тоже не панацея. Но она работает уже на 80%. Если человеку удается сформировать новое пищевое поведение, то достигнутые результаты сохранятся на десятилетия.

И вот тут возникает самый тяжелый вопрос. Переедание — это психологическая проблема, а оперируя желудок, хирурги не могут забраться в голову пациента и заодно переключить там тумблер, чтобы человек прекратил заедать стресс.
И формирование новых привычек становится основой успеха. Достаточно часто необходима помощь психолога — это нормально.

Операция дает лишь возможность меньше есть — наедаться небольшой порцией одного блюда. На самом же деле человеку для активной жизни нужно очень немного еды.

— Сколько? Нас с детства учили, что полноценный прием пищи — это салатик, супик, макарошки с котлеткой, компот с булочкой.

— В детстве мы были гораздо активнее. Да и загнать ребенка домой, чтобы он все это съел, — тоже было практически невозможно. С годами салатик превращается в салат, а супик — в суп. Растет калораж порций. Но хуже всего, что мы перестаем контролировать то, что мы съедаем, обедая в обнимку с телефоном.

«Еда стала доступным легальным наркотиком». Почему похудеть сложно, а иногда – просто невозможно
Фото: Антон Буценко, 66.RU

— Но вернемся к тумблеру в голове, который надо переключить.


— Да, сама по себе бариатрическая хирургия не решает проблему переедания. Операция — это инструмент, с которым надо еще научиться работать

Поэтому у нас в «УГМК-Здоровье» к бариатрической операции пациента готовит целая команда врачей. И это не только гастроэнтеролог, эндокринолог, кардиолог, диетолог, но и психолог, с которым плотная работа иногда идет несколько месяцев. Диетолог и психолог — лучшие друзья после операции.


— Сколько занимает подготовка к операции?

— Все зависит от тех проблем, которые есть у человека изначально. Если пациент уже имеет большой букет заболеваний, то пара месяцев может уйти только на компенсацию патологий, чтобы во время операции не возникло никаких осложнений.

После операции тоже ничего не происходит по взмаху волшебной палочки. Человеку предстоит работа над собой и работа в спортзале. Конечно, все это пациент тоже проходит не один, а при поддержке команды врачей.

— Что вообще представляет собой бариатрическая операция? Насколько она инвазивна и какими последствиями грозит?

— В принципе, бариатрических операций существует несколько видов. В нашей клинике мы проводим операцию по уменьшению желудка. Так называемая — продольная резекция желудка.

Оперативное вмешательство назначают тем людям, чей индекс массы тела составляет более 40 единиц. Если у человека уже имеются такие заболевания, как сахарный диабет, артериальная гипертония, то операцию можно проводить и при ИМТ выше 35.

Хирургии без последствий не бывает. Она бывает с минимальными последствиями, а бывает со сложными. Конечно, сейчас развиты эндоскопические технологии, поэтому бариатрическая операция делается через небольшие разрезы. То есть по итогу мы получаем минимальный болевой синдром, быструю активизацию человека: уже в этот день он будет ходить, а на четвертый-пятый день — покинет стационар.

Конечно, к этой операции есть противопоказания. Это наркотическая и алкогольная зависимости, а также болезни сердца, когда человеку запрещено давать наркоз. Ну и, как я уже говорил, — психологическая неготовность к изменению жизни.

«Еда стала доступным легальным наркотиком». Почему похудеть сложно, а иногда – просто невозможно
Фото: Антон Буценко, 66.RU

— А в вашей практике у пациентов были серьезные откаты веса?

— Были, но, к счастью, это были исключительные случаи. Все мы люди, и не бывает такого, что у человека в жизни ничего не происходит и он не возвращается к старому доброму методу — заедать стресс. Некоторым становится скучно. Ведь раньше человек, например, много времени проводил с друзьями за застольем, а теперь он наелся с пары креветок. И эти люди начинают искать лазейки в той диете, которая предписана после операции. Например, им рекомендуют съедать порцию весом не больше 200 грамм. Но вместо 200 грамм более-менее полезного салата они съедают 200 грамм сгущенки. По сути, условия соблюдены. По факту — они обманывают не операцию, а себя.

Для того чтобы человек стал получать удовольствие от чего-то помимо еды, он должен выработать новую привычку. Но отказаться от чего-то очень тяжело. Бросить курить — тяжело. Отказаться от пары бокалов вина на ужине с друзьями в пятницу — тоже. А едим мы каждый день. Еда — это та же привычка. А если она еще и приносит удовольствие, то как от нее отказаться?

Поэтому всем пациентам мы сразу говорим: думайте, чем будете заниматься после операции. У вас должно быть хобби, которое будет давать поток гормонов удовольствия, чтобы не искать их снова в еде.

— То есть после самой операции продолжается работа с врачами? Как долго идет этот процесс?

— У нас работают грамотные диетологи, которые несколько месяцев ведут пациента после операции, помогают в каких-то моментах. Да, там поначалу довольно строгая диета. Кроме того, у многих пациентов после резекции желудка меняются вкусовые предпочтения. Некоторые перестают есть мясо. Другие, наоборот, — начинают. Все эти изменения в питании нужно компенсировать. Самый сложный период — это 2–3 месяца после вмешательства. От помощи психолога отказываться не стоит. Иногда это единственный выход.

— Через какое время фиксируется результат?

— Основное снижение веса идет в первые полгода-год. Через два года после операции он выравнивается. За это время вес, как правило, снова немного подрастает. Но уже не за счет жира, а за счет мышечной массы, так как многие, кто прошел бариатрическую операцию, начинают заниматься спортом.

При этом не все люди готовы рассказать, что сделали операцию. В некоторых случаях об этом даже не знают семьи. Потому что люди боятся осуждения, что «сам-то не справился, нет никакой силы воли». Редко кто готов признаться: «да, я сделал операцию и поменял свою жизнь».


— Сколько ваши пациенты максимально сбрасывали после операции?

— 110 килограммов. Но все зависит от исходного телосложения пациента. Нельзя просто считать килограммы. Если человек ростом 1,6 метра и его вес 120 килограммов — то это будет очень серьезная стадия ожирения, при которой будет тяжело даже самостоятельно передвигаться. Если рост 2 метра и вес 150 килограммов — то это просто крупный человек.

— Но ведь получается, что после бариатрии с таким снижением веса человека ждет впереди еще и операция по удалению лишней кожи?

— Не обязательно. В этом вопросе все очень индивидуально и зависит от множества факторов: как человек занимается спортом и каким, как у него с витаминами и коллагенами, делает ли человек массажи и так далее. У нас есть лайфхак от нескольких мужчин, которые сбросили большой вес и подтянули кожу самостоятельно — контрастные обливания, особенно эффективны баня и ледяная вода.

— Можно ли провести такую операцию бесплатно?

— По ряду параметров, после обследования кардиолога, человек может получить квоту и пройти операцию бесплатно по полису ОМС. Сейчас около 50% из числа тех, кто проходит бариатрическую операцию в «УГМК-Здоровье», получают ее по квоте.