О дефиците медикаментов в начале 2023 года предупреждал руководитель Минздрава России Михаил Мурашко. Перед Новым годом он призвал регионы сделать запасы лекарств на четыре месяца вперед. К какому сегменту — госпиталям или аптечной рознице — относился прогноз министра и какие именно препараты он имел в виду — импортные/отечественные, жизненно необходимые, сезонные или вообще все, Мурашко не уточнил.
На местах решили обеспечить больницы и льготников. На вопрос 66.RU, почему в аптеках не хватает то одного, то другого, начальник пресс-службы свердловского минздрава Константин Шестаков ответил: «Для медицинских организаций и по всем льготным госпрограммам лекарства имеются в наличии, а аптеки — это коммерческие структуры, к которым мы отношения не имеем. Спрашивайте их учредителей».
Учредители и топ-менеджеры аптечных сетей согласились, что соревноваться в платежеспособности с государством не готовы — закупить лекарства на длительный срок розница может только на заемные деньги или за счет товарного кредита, которого еще нужно добиться. Сейчас аптечный ассортимент стал беднее. По данным RNC Pharma, за 11 месяцев 2022 года из-за границы ввезли на 8,8% меньше готовых лекарств (в упаковках), на 28,6% меньше нефасованных препаратов (в натуральных показателях), а внутреннее производство в стране увеличилось только на 2,2%. Заменить все исчезнувшие с прилавков импортные лекарства отечественная фармпромышленность пока не готова.
Аптекарям пришлось выкручиваться.
«Чтобы получить дефицитные медикаменты, мы берем в нагрузку неходовой товар, рассчитывая, что рано или поздно покупатель найдется, — говорит Михаил Шуваев, владелец аптек «Валета». — Но мы не жалуемся — продажи в декабре были на 20% выше, чем даже год назад, хотя проблем с поставками лекарств у дистрибьюторов добавилось, и отдельные позиции надолго зависают в листе ожидания. Особенно это касается антибиотиков».
Данные о продажах «Валеты» в декабре показывают, о каких препаратах идет речь.
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU |
---|
Алексей Панаит, замдиректора сети «Радуга», подтверждает — дефицитными остаются антибиотики широкого спектра действия от ОРВИ, гриппа, бронхита, заболеваний дыхательных путей (например, амоксициллин, амоксиклав, бисептол), средства, необходимые при психиатрических диагнозах и другие лекарства.
«Есть серьезная дефектура по жизненно важным препаратам, — говорит Панаит. — Например, давно пропал «Тамоксифен» — его отсутствие критично для пациенток, страдающих раком молочной железы. Производитель — российский, но ему не хватает субстанций, которые в России раньше не выпускали. Время от времени препарат у дистрибьюторов появляется, но в очень ограниченном количестве — в Москве поставки «Тамоксифена» были, а до регионов его не довезли. Сейчас на складах нет «Мадопара» для людей с болезнью Паркинсона, а из популярных средств — «Нурофена». Его запасы в аптечных сетях подходят к концу».
У сети «Радуга» свой список дефицитных лекарств, которые покупатели ищут по всему городу.
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU |
---|
С некоторым опозданием — 11 января — (возможные) перебои с поставками препаратов в аптеки признал Росздравнадзор (редакция 66.RU направила запрос в региональное управление и ждет ответа). Дефицит ведомство объясняет ажиотажным спросом и сложностями с транспортной логистикой у дистрибьюторов, хотя аналитики говорят, что собака зарыта глубже.
Николай Беспалов, директор по развитию RNC Pharma, видит проблему в том, что рентабельность производства и поставок импортных препаратов и субстанций в Россию снизилась — для фармкомпаний это сигнал к пересмотру продуктовых портфелей, в том числе за счет отказа от отдельных позиций. «Наиболее актуально это в отношении жизненно необходимых лекарств, но касается и других продуктов, — поясняет Беспалов. — Пока процесс не стал лавинообразным, Минздраву надо выработать подходы, чтобы не допустить дефицита в будущем. Тут может помочь оперативный пересмотр цен на жизненно важные препараты, упрощенная регистрация продуктов, которые замещают выбывающие с рынка лекарства, прямое субсидирование производства и другие шаги».
Выводы Беспалова подтверждают производственники. Что мешает им выпускать лекарства, мы спросили Александра Востротина — гендиректора Березовского фармацевтического завода.
Востротин заверил, что ассортимент остался прежним, а выпуск продукции даже увеличился. По его словам, проблемы, связанные с транспортной логистикой и оплатой за сырье, компания решила еще в III квартале 2022 года. При этом доставка из-за границы подорожала вдвое и закупать приходится сразу годовой объем субстанций, чтобы не зависеть от обстоятельств.
«Рентабельность жизненно важных препаратов, цену которых государство ограничивает, в новых условиях сокращается, но для нас это пока не критично, — пояснил Востротин. — При необходимости мы можем подать заявку на пересмотр цены — обычно подобная процедура занимает около трех месяцев. В остальном система работает устойчиво. Для такого смутного времени это даже удивительно».
На вопросы 66.RU не ответил только директор подведомственной Минздраву сети аптек «Фармация» Андрей Герстнер — из-за болезни пресс-секретаря. Чтобы дать слово государственной структуре, мы спросили его коллегу из Челябинска, гендиректора «Областного аптечного склада» Андрея Князева, почему при таком дефиците лекарств в аптеках московские чиновники убеждают общественность, что в регионах все спокойно.
Князев считает, что органы власти ориентируются на систему мониторинга движения лекарственных препаратов (МДЛП), не всегда отражающую реальную картину. «Там много нюансов, связанных со схемами учета и вывода товара, — пояснил он. — Например, чиновник может утверждать, что товар есть и сегодня-завтра его отправят в аптеки. При этом лекарства действительно лежат на складах, но предназначены для льготников и в розничную продажу никогда не поступят, или давно проданы, но их своевременно не вывели из оборота».
Иногда, впрочем, на поставки в аптечную розницу влияют мировые тренды. Аналитики утверждают, в частности, что нехватка сырья для производства «Амоксиклава» привела к перебоям с лекарствами по всему миру, и злоключения российских аптекарей — только частный случай общего беспорядка.
Но это неточно.