Это интервью, которое можно читать, а можно слушать или смотреть. В подкасте и видео — информации еще больше. В них, например, педиатр рассказывает, какие лекарства вообще не стоит давать детям, и объясняет почему.
— Кажется, что мы встретились в самое горячее для педиатров время — пик сезона простуд, ОРВИ и гриппа. Правда ли, что дети стали больше болеть?
— Конечно, сейчас мы видим резкий подъем заболеваемости. Но по факту это обычная сезонность. Просто все забыли, что кроме коронавируса есть и другие инфекции, а на деле — только разновидностей ОРВИ больше двухсот. Когда мы во время ковида носили маски, то распространение инфекций было замедлено, потому что был барьерный метод защиты. Сейчас люди сняли маски, и инфекция подняла голову. Сегодня грипп занимает порядка 52-53% в структуре заболеваемости среди жителей Свердловской области. Поэтому сейчас болеет так много детей. Впрочем, как и взрослых.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Люди наперебой вызывают врача на дом, так что во многих больницах лист ожидания оказывается расписан на два дня вперед. А в большинстве случаев мама может справиться с лечением сама. Для этого важно знать, что делать, и следить за «красными флагами» — тревожными симптомами, когда необходим осмотр врача. Что делать? Поить и любить.
Если необходимо — снижайте температуру (при этом важны не цифры на градуснике, а состояние ребенка). Если температура 37,5, а малыш квелый, сонный, отказывается от еды — сбивайте. Если 38,5, а вы не можете его догнать, чтобы дать лекарство, — не догоняйте. Что еще: больше поить, орошать нос и брызгать горло, если оно болит.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Без медицинской помощи не обойтись, если в течение трех дней температура остается высокой, промежутки между приемами жаропонижающих не сокращаются. Важно наблюдать за ребенком. Если температура снижается, а ребенок остается вялым, больше лежит, а не играет — вызывайте врача.
— Есть какая-то «норма» по количеству болезней у ребенка в год?
— Вообще вопрос «почему наш ребенок так часто болеет» — один из самых популярных на приемах. В ответ я всегда спрашиваю родителей: а сколько раз в год, а как проходит болезнь? Ведь важно не сколько, а именно как. В год ребенок не должен получить больше двух гнойно-септических осложнений — это то, что требует назначения антибиотиков, например, гнойный отит, пневмония и так далее. Если таких осложнений больше двух, то тогда это повод задуматься — хорошо ли работает иммунитет ребенка.
Теперь про норму. Сейчас термина «часто болеющий ребенок», который так любили в советской врачебной системе, нет. По данным Всемирной организации здравоохранения, в первый год посещения детского сада — это возраст от 2 до 4 лет — ребенок может болеть в среднем от 10 до 12 раз в год. Если убрать три летних месяца, то за весну, осень и зиму маленький человек может болеть как минимум раз в месяц.
Иммунитет ребенка вырабатывается только двумя способами: либо пассивно от вакцинации, либо активно — от контакта с инфекцией. Поэтому двухлетки болеют двенадцать раз в год, трехлетки — восемь, а за год до школы число болезней может сократиться до трех, потому что иммунная система ребенка «натренировалась» и созрела. Дальше ребенок пойдет в первый класс и снова начнет болеть чуть чаще, потому что юный и неопытный организм будет знакомиться с новыми вирусами и болезнями, которых раньше не встречал.
— То есть варианты «просто сопли и температура несколько дней» мы из списка тяжелых вычеркиваем?
— Да. Это не осложненные формы ОРВИ, которые по большому счету не требуют лечения. Если очень хочется лечить, то нужно поить, любить, холить и лелеять. Это прекрасный рецепт, который по-научному называется «симптоматическая терапия». То есть если заложен нос — закапали сосудосуживающие капли, убрали сопли, помогли дышать. Кашляет ребенок — дали леденец и теплое питье. При неосложненных формах ОРВИ такой симптоматической терапии достаточно.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Исключение составляет грипп, где используется препарат, который действует только на вирус. Но это лекарство имеет ряд побочных эффектов. И если у ребенка нетяжелая и неосложненная форма болезни, то от таблеток можно отказаться. Сразу оговорюсь — температура 2-3 дня порядка 39 — это неосложненная и нетяжелая форма гриппа.
— Обязательно ли тогда ставить ребенку прививки от гриппа?
— Я — за вакцинацию и всегда говорю о том, что не нужно играть с вирусными инфекциями в русскую рулетку. Если наука дала людям возможность управлять инфекциями — мы должны это делать. От гриппа есть хорошие вакцины, причем российские.
Детям можно ставить прививки с шестимесячного возраста. Если по каким-то причинам родители не хотят этого делать, то нужно прививать окружение: папу, бабушек, дедушек и так далее.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Даже если вы или ваш ребенок еще не привиты, то лучше сделать это сейчас. Выработка иммунитета после прививки происходит за две недели. В это время я бы рекомендовала избегать людных мест и носить маски, а также выбирать развлечения в открытых пространствах. А в идеале — соблюдать все то, чему нас научил ковид. Да, от елок придется отказаться. Или выбирать те, что проходят на улице.
— Есть какие-то превентивные меры борьбы с гриппом и ОРВИ? Мне вот в детстве мазали нос оксолинкой, а на шею вешали киндер с чесноком, чтобы я не заболела.
— Не стоит ничем мазать нос. Мазь лишь откроет ворота инфекции — она блокирует защитные функции носа: склеивает реснички, которые находятся на слизистой, а значит, вирус с легкостью попадает в организм, так как все преграды на его пути замазаны.
Что касается чеснока, то тут есть намек на эффективность, потому что он содержит фитонциды — растительные вещества, которые обладают бактерицидным действием. Но реально эффективными они будут, не когда одна головка висит у ребенка на шее, а когда вся квартира равномерно покрыта чесноком.
Самая действенная мера профилактики — несколько раз в день увлажнять слизистую носа любым солевым раствором. Чем влажнее слизистая, тем меньше в ней будет сосредотачиваться вирусов и тем лучше будет ее защитная функция.
— Иногда, когда врач выписывает ребенку антибиотики, родители их не покупают, чтобы «не травить ребенка» и «не убивать его иммунитет». Насколько вредны антибиотики для маленького организма?
— В антибиотиках нет ничего страшного. Наверное, боязнь антибиотиков кроется в их названии, потому что если переводить дословно, то получается, что «анти биос» — это антижизнь. На деле же антибиотики придуманы не против жизни человека, а против жизни бактерий.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
К счастью, год от года становится все меньше врачей, которые назначают антибиотики просто так, на всякий случай. Потому что при их приеме развивается резистентность — то есть устойчивость микроорганизмов. Например, бактерия пневмококк, которая вызывает пневмонию. У ребенка пневмонии пока нет, но врач выписывает антибиотик «на всякий случай». И когда этот ребенок реально заболевает пневмонией и врач назначает антибиотик потому, что он жизненно необходим, — тот уже не действует. Причем не действует он не только конкретно на этого ребенка, но и на всю популяцию. Именно поэтому мы сейчас имеем множество бактерий, которые резистентны к большинству противомикробных препаратов.
Поэтому если врач назначает антибиотик, узнайте, зачем он это делает. То есть какое осложнение бактериального характера он собирается лечить. И если ответом будет «на всякий случай», поменяйте врача или хотя бы узнайте второе мнение.
— А укреплять иммунитет надо? Людей моего поколения в детстве заваливали витаминами. В меню были и поливитамины, и рыбий жир, и прополис. Стоит ли все это делать, чтобы ребенок меньше болел?
— Иммунитет — это не забор, его не надо укреплять. Поливитамины ничего не лечат, и их эффективность не доказана. Их можно использовать, только когда у ребенка существует ограниченный или неполноценный рацион питания. Например, он ест одни макароны или не любит рыбу. Но они не справятся с гипо- или авитаминозом. Для их лечения есть отдельные группы витаминов, которые назначают строго по показаниям и тогда, когда дефицит определенного витамина выявлен.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Иммунитет стоит поддерживать не витаминами, а нормальным питанием, прогулками на свежем воздухе, здоровым образом жизни и спортом.
— Вы уже не раз упомянули ковид. Зафиксированы какие-то серьезные последствия, которые он нанес детям? Стоит до сих пор бояться коронавируса?
— Дети — разные, и некоторые из них, как и взрослые, тяжело перенесли болезнь с последствиями в виде пневмонии или мультисистемного воспалительного синдрома. Но основная масса конечно, перенесла коронавирусную инфекцию, как обычную ОРВИ.
Сейчас ковид встроился в систему ОРВИ. Очень часто врачи даже не понимают, кто и чем болеет. Ковид стал протекать в довольно легкой форме. Думаю, именно в таком варианте он и останется с нами навсегда.
— По вашим словам, прививки — это эффективная профилактика вирусных инфекций. Как относитесь к «ветряночным вечеринкам», когда родители отправляют своего ребенка к больным ветрянкой детям, чтобы он тоже заразился и переболел?
— У меня всегда возникал вопрос к таким родителям: а почему вы не водили своих детей на ковидные вечеринки? Почему именно ветряночные или корьевые? Почему-то коронавируса все боялись, а ветрянки никто не боится. А это все та же русская рулетка, в которой один ребенок может перенести ветрянку легко, а у другого все это выльется ветряночную пневмонию или ветряночный энцефалит с последствиями в виде когнитивного дефицита.
Прививку от ветрянки можно найти сегодня даже в муниципальных поликлиниках. Вакцина ставится дважды, потому что первая доза защищает где-то примерно на 89%, а вторая дает уже 95-96% защиты. То есть заболеть практически нет варианта.
— О чем спросить педиатра, чтобы быть уверенным в назначенной терапии?
— Вопрос «зачем» — главный при общении с любым врачом.
Хотя мне кажется, что сам педиатр должен делать так, чтобы этого вопроса не возникало. Врач не должен молчать, он должен разговаривать. Например, когда я осматриваю ребенка, то комментирую как все действия, так и то, зачем это делаю и что вижу. Также при назначении препаратов — всегда объясняю зачем.
Все проблемы возникают от недоговоренностей и недопонимания между врачом и пациентом. А это рушит доверие.
Я понимаю, что в муниципальных поликлиниках, когда выделено 12 минут на ребенка, врачу просто некогда разговаривать. Но хотя бы раз в год найдите возможность сходить на прием в частную клинику к педиатру, который 50 минут посвятит ответам на все вопросы. У меня много таких пациентов, которые приходят раз в год, и мы проговариваем основные моменты по детским болезням и их лечению: что делать, в какой момент вызывать врача, когда можно справиться самим и как это сделать, какие лекарства можно применять самим, а какие — только с разрешения врача и так далее.