Это интервью, которое можно смотреть, можно слушать, а можно читать. Как вам удобнее.
— Проблемы с учебой, особенно в младших классах, — явление частое. Взрослые сидят вместе с детьми за учебниками до полуночи, преодолевая истерики и ругая за лень, невнимательность и неусидчивость. Иногда вспоминают и свое детство, говоря, что такими не были. Правда, ли что мозг детей за несколько десятилетий изменился, и с чем это связано?
— Мозг все тот же, он не изменился. Изменилась среда, появились гаджеты. Если вспоминать наше детство, то оно было подвижным: свободное время мы проводили на улице. С утра выходили гулять, обходили все детские площадки, обследовали стройки, прыгали по гаражам, строили шалаши, играли в выдуманные игры и не хотели заходить домой попить, зная, что обратно уже могут не отпустить. Все это формировало опыт, который помогал дозревать частям мозга и высшим психическим функциям, отвечающим за способность успешно учиться.
Из-за уменьшения двигательной активности у современных детей и возникает дисбаланс в развитии мозга и тела. И если у ребенка есть трудности с учебой, запоминанием или он витает в облаках и не может сконцентрироваться, то это не значит, что он лентяй и безобразник. Это сигнал, что у мозга нет сил и ресурсов это делать.
— Какой тогда выход? Отправлять детей на улицу гулять целыми днями?
— Решение не только в подвижных играх или в занятиях спортивных секциях, где с помощью движения происходит дозревание некоторых зон головного мозга, но и в гармоничном распорядке дня: в сочетании когнитивной, физической нагрузки и отдыха. Важно и умение родителя видеть сложности у ребенка и помогать в их решении. А проконсультироваться и решить проблему можно с помощью специалистов.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
— Для большинства родителей гаджеты — реальная проблема. Взрослые в попытках оторвать ребенка от телефона ставят ограничение по времени пользования приложениями или вообще максимально долго не покупают ребенку средство связи. Но эти ограничения заканчиваются манипуляциями и истериками со стороны детей. Как с этим быть?
— Мы не можем отказаться от гаджетов. Для каждого взрослого в телефоне половина жизни. Там и общение, и работа, и отдых. Дети это видят и подражают нам.
Если мама все время — с утра до вечера — сидит в соцсетях за просмотром рилз и сториз, а потом говорит дочери, что на гаджет у нее всего 40 минут, то у девочки будет резонный вопрос: «А почему, ты же можешь, а я — нет». Или, например, папа говорит сыну: «Почему ты не читаешь, это важно и нужно». А сам он брал книгу в последний раз в руки пару лет назад. Для мальчика будет странной эта логика: «Ты читай, а я не буду, потому что я уже взрослый».
Что касается полного запрета гаджетов, то поверьте — это не особо эффективно. Дети всегда найдут возможность поиграть вне дома: они возьмут телефон у друзей, у одноклассников или у приятелей во дворе.
Более того, лишая даже школьника младших классов гаджета, есть вероятность, что он станет белой вороной. Не потому, что у него нет телефона, а потому, что из-за его отсутствия он перестает быть в тренде: другие дети просто перестанут понимать вашего ребенка, а он — их. В дальнейшем это может привести к недостаточному развитию коммуникативных навыков, которые тоже могут сильно повлиять на успеваемость в школе.
Да, минус телефона в том, что снижается двигательная и коммуникативная деятельность, что может привести к неравномерному формированию высших психических функций, а соответственно, появлению сложностей в учебном процессе. Но есть в гаджетах и плюсы: в Сети много обучающего и познавательного контента.
— Но нельзя же включить полезный контент и вручить телефон маленькому человеку на неограниченное время. Есть ли нормы по времени, чтобы давать гаджеты ребенку для игр и просмотра мультиков и роликов?
— Дошколятам врачи рекомендуют проводить с гаджетами не больше 20 минут в день. В начальных классах это время можно увеличить до 40 минут.
Но еще раз повторю. Очень важен контент, который будет получать ребенок. Приведу пример с играми. Считается, что для ребенка нужно создать такие условия, чтобы он максимально наигрался в дошкольном возрасте и не залипал в дальнейшей жизни в многочасовые бродилки и квесты. Но эти игры должны быть правильными — у них обязательно должен быть конец. То есть спустя 20–30 минут в финале игры ребенок получает итоговый результат.
При достижении цели у него вырабатываются гормоны радости и определенные ощущения, которые запоминает мозг. Это приведет к тому, что в будущем, когда в школе сверстники часами будут залипать в бесконечных сетевых играх, ребенку это будет не интересно. Потому что ему будет нужен результат.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
— Двадцать–сорок минут, о которых вы говорите, звучат как нечто из идеального мира. В реальности же родителям иногда проще дать ребенку телефон, чтобы самому заняться делами, от которых его не будут отвлекать хотя бы пару часов. Что в этих случаях делать?
— Конечно, если такое будет происходить регулярно, то ребенок привыкнет к этому объему времени и когда взрослый попытается в дальнейшем ограничить его 40 минутами, то столкнется с протестом.
Бывают такие моменты, когда ребенка действительно нужно просто посадить, чтобы он был занят какое-то время. В этом случае в гаджете должен быть четко подобранный контент, который исследован родителями и является обучающим. Это и про творчество, и про науку, и про спорт, и про историю и т. д. Для дошколят родители могут подобрать контент сами, а вот со школьниками нужно уже посоветоваться, потому что у них есть тренды на игры, на музыку и блогеров.
Но опять же, если у ребенка мозг созревает правильно, то у него будут и другие интересы, кроме телефона. Он сможет себя организовать и придумать интересное занятие.
— Некоторые родители, чтобы занять, а заодно и развить ребенка, загружают его кружками и секциями. Как правильно рассчитать нагрузку? И что делать, если ребенок ничего не хочет?
— Если ребенок ничего не хочет, то, возможно, это показатель неравномерного развития высших психических функций. И это уже повод обратиться к нейропсихологу. Этот специалист изучает, как устроен и функционирует мозг и как это влияет на психику человека и его поведение.
Что касается нагрузки, то тут все индивидуально. Для одних детей будет достаточно ходить в школу, выполнять домашние задания и посещать, например, бассейн. Для других — комфортно одновременно и учиться в школе, и ходить на скалодром, и легкой атлетикой заниматься, и хоккеем, а еще петь и вышивать.
Понять, нет ли переизбытка в нагрузке, можно по тому, как ребенок себя проявляет. То есть если ухудшились показатели в школе или начались проблемы со сном, а то и постоянная смена настроений — это повод задуматься, что, возможно, произошел перегруз.
Есть и противоположный звоночек — гиперактивность. Например, приходит ко мне мама школьника и показывает список на три страницы из кружков, секций и занятий с репетиторами. А потом спрашивает: «Знаете, несмотря на то, что ребенок побегал, попрыгал и пять секций посетил за день, он вечером все равно подвижный, его сложно уложить и успокоить. В расписании у него еще час в среду свободный — может, его на хоккей записать?» И в этом случае существует большая вероятность, что ребенок истощен и очень устал, а этой активностью мозг пытается через тело отрегулировать дисбаланс.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
— Если ничего не делать и оставить ребенка в покое? Рано или поздно же он устанет, успокоится и уснет.
— Режим сна, отдыха и питания в одно время крайне важен для развития маленького человека. Объясню на простом примере. В каникулы дети делают что хотят: просыпаются, ложатся спать, едят в то время, когда им это заблагорассудится.
Но так как у детей еще не до конца сформирована нервная система — она не так быстро адаптируется, как у взрослых, — после того, как каникулы заканчиваются и начинается учебный процесс, ребенок не может восстановиться. И получается, что ребенок лег спать в 01:00, проснулся в 6:30, первый урок — математика, новая программа, а он не может сконцентрироваться. Ну нет у мозга ресурсов, чтобы просто понять, что происходит. То же и с питанием: если школьник в каникулы завтракал в 11:00, то в школе он будет думать не о диктанте, а о булочке.
Режим должен соблюдаться не только в каникулы между четвертями, но и летом.
— Сейчас я представила лица тех родителей, которые поднимают детей в 6 утра, а к 7:30 отвозят в школу. Вряд ли они готовы к такому режиму жизни еще и летом. Взрослым тоже нужен отдых.
— Конечно, в 6 поднимать детей летом не надо. Но хотя бы в 9 нужно вставать. Плюс, у ребенка должна быть интеллектуальная нагрузка и отдых после этого. В идеале — сделать визуальное расписание дня: когда он встает и ест, в какое время занимается и читает, а во сколько гуляет и играет. Это полезно для формирования саморегуляции, которая поможет не только во время учебы в школе, но и в дальнейшей жизни.
— Если, несмотря на проделанную работу, родитель все равно замечает, что что-то идет не так, что делать? Может, есть какая-то система домашней диагностики?
— Главный метод домашней диагностики — наблюдательность. Если родитель видит, что ребенок недостаточно хорошо усваивает школьную программу, у него трудности в общении со сверстниками, высокая подвижность, невнимательность, сложности с самоорганизацией, высокая утомляемость — это поводы обратиться к нейропсихологу и через диагностику понять, где проблема, чтобы ее скорректировать.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
— Как проходит диагностика у нейропсихолога?
— У нас в Центре когнитивных технологий «УГМК-Здоровье» существует блок вопросов, которые в течение полутора часов задают ребенку. Затем специалист обязательно говорит с родителями, уточняет историю рождения и здоровья ребенка. Исходя из всей этой информации, нейропсихологи формируют заключение — какие дефициты есть в функциональных отделах мозга.
Мы можем рекомендовать пройти курс коррекции, которая длится 20–25 занятий с обязательным выполнением домашних заданий. Такой курс поможет сбалансировать и отрегулировать те проблемные зоны, которые не дают возможность гармонично развиваться ребенку.
— С какими проблемами чаще всего обращаются к нейропсихологу?
— Жалобы на то, что ребенок гиперподвижный или, напротив, — медлительный, невнимательный, у него плохой почерк, или он зеркалит буквы, или ему сложно запомнить слова и цифры. Также часто обращаются с проблемами в освоении учебного процесса или сложностью в коммуникации со сверстниками.
— За эти 24 занятия проблема решится?
— Можно даже с несколькими проблемами справиться за раз. Центр когнитивных технологий — место, где собрано огромное количество разнообразных методик. Родители могут обратиться к различным специалистам. К примеру, если малыш до трех лет не любит мыть голову или подстригать ногти, боится шумов или прививок, не хочет есть или, наоборот, — слишком избирателен и ест только определенные блюда, имеет задержку речи или моторную неловкость: падает, спотыкается, врезается в углы.
Все это, как и многое другое, можно отрегулировать. И как раз нейропсихолог даст важные подсказки. К примеру, ребенок плохо усваивает учебный материал. После диагностики мы выясняем, что у него хорошо развита зрительная память. Тогда мы предлагаем использовать зрительные подсказки, в итоге ребенок улучшает успеваемость в школе.
Есть методики, которые позволяют научить пунктуальности — ощущать чувство времени, работать с торопливостью и медлительностью, избавляться от заикания или тиков. В то же время можно пройти курс по психоэмоциональной коррекции и даже проработать элементы игровой зависимости, которая может быть присуща подросткам.
Как правило, проблемы школьников не возникают здесь и сейчас. Родители их просто не замечали. Поэтому на занятиях в Центре когнитивных технологий так много учеников начальных классов, есть и подростки 13-14 лет.
— Если ребенок выглядит нормальным, вроде все как у всех, но есть свои особенности характера, то стоит ли родителям на всякий случай сводить его на прием к нейропсихологу?
— Если с ребенком с виду все в порядке, он способный, любознательный, общительный, но мама считает, что он очень активный и невнимательный, или, наоборот, очень осторожный и малоподвижный, то нейрокоррекция поможет сбалансировать работу мозга и тела. А это будет способствовать гармоничному развитию детского организма и большим успехам в будущем.