Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Ребенок не хочет учиться не потому, что он лентяй». Гайд по эксплуатации детей от нейропсихолога

8 декабря 2022, 14:00
подкаст
«Ребенок не хочет учиться не потому, что он лентяй». Гайд по эксплуатации детей от нейропсихолога
Фото: 66.RU
Ребенок постоянно отвлекается, абсолютно не усидчивый, пишет вместо букв каракули. Многие родители не обратят это внимания. Но за этими, казалось бы, мелочами могут скрываться особенности развития мозга. Как это может повлиять на дальнейшую жизнь маленького человека, почему нельзя запрещать детям гаджеты, как рассчитать нагрузку вне школы и почему в каникулы тоже надо учиться, рассказала нейропсихолог Центра когнитивных технологий «УГМК-Здоровье» Елена Шляпина.

Это интервью, которое можно смотреть, можно слушать, а можно читать. Как вам удобнее.

«Мы не можем отказаться от гаджетов»

— Проблемы с учебой, особенно в младших классах, — явление частое. Взрослые сидят вместе с детьми за учебниками до полуночи, преодолевая истерики и ругая за лень, невнимательность и неусидчивость. Иногда вспоминают и свое детство, говоря, что такими не были. Правда, ли что мозг детей за несколько десятилетий изменился, и с чем это связано?

— Мозг все тот же, он не изменился. Изменилась среда, появились гаджеты. Если вспоминать наше детство, то оно было подвижным: свободное время мы проводили на улице. С утра выходили гулять, обходили все детские площадки, обследовали стройки, прыгали по гаражам, строили шалаши, играли в выдуманные игры и не хотели заходить домой попить, зная, что обратно уже могут не отпустить. Все это формировало опыт, который помогал дозревать частям мозга и высшим психическим функциям, отвечающим за способность успешно учиться.

Из-за уменьшения двигательной активности у современных детей и возникает дисбаланс в развитии мозга и тела. И если у ребенка есть трудности с учебой, запоминанием или он витает в облаках и не может сконцентрироваться, то это не значит, что он лентяй и безобразник. Это сигнал, что у мозга нет сил и ресурсов это делать.

— Какой тогда выход? Отправлять детей на улицу гулять целыми днями?

— Решение не только в подвижных играх или в занятиях спортивных секциях, где с помощью движения происходит дозревание некоторых зон головного мозга, но и в гармоничном распорядке дня: в сочетании когнитивной, физической нагрузки и отдыха. Важно и умение родителя видеть сложности у ребенка и помогать в их решении. А проконсультироваться и решить проблему можно с помощью специалистов.

Фото: Антон Буценко, 66.RU

— Для большинства родителей гаджеты — реальная проблема. Взрослые в попытках оторвать ребенка от телефона ставят ограничение по времени пользования приложениями или вообще максимально долго не покупают ребенку средство связи. Но эти ограничения заканчиваются манипуляциями и истериками со стороны детей. Как с этим быть?

— Мы не можем отказаться от гаджетов. Для каждого взрослого в телефоне половина жизни. Там и общение, и работа, и отдых. Дети это видят и подражают нам.

Если мама все время — с утра до вечера — сидит в соцсетях за просмотром рилз и сториз, а потом говорит дочери, что на гаджет у нее всего 40 минут, то у девочки будет резонный вопрос: «А почему, ты же можешь, а я — нет». Или, например, папа говорит сыну: «Почему ты не читаешь, это важно и нужно». А сам он брал книгу в последний раз в руки пару лет назад. Для мальчика будет странной эта логика: «Ты читай, а я не буду, потому что я уже взрослый».

Что касается полного запрета гаджетов, то поверьте — это не особо эффективно. Дети всегда найдут возможность поиграть вне дома: они возьмут телефон у друзей, у одноклассников или у приятелей во дворе.

Более того, лишая даже школьника младших классов гаджета, есть вероятность, что он станет белой вороной. Не потому, что у него нет телефона, а потому, что из-за его отсутствия он перестает быть в тренде: другие дети просто перестанут понимать вашего ребенка, а он — их. В дальнейшем это может привести к недостаточному развитию коммуникативных навыков, которые тоже могут сильно повлиять на успеваемость в школе.

Да, минус телефона в том, что снижается двигательная и коммуникативная деятельность, что может привести к неравномерному формированию высших психических функций, а соответственно, появлению сложностей в учебном процессе. Но есть в гаджетах и плюсы: в Сети много обучающего и познавательного контента.

«В играх должна быть цель»

— Но нельзя же включить полезный контент и вручить телефон маленькому человеку на неограниченное время. Есть ли нормы по времени, чтобы давать гаджеты ребенку для игр и просмотра мультиков и роликов?

— Дошколятам врачи рекомендуют проводить с гаджетами не больше 20 минут в день. В начальных классах это время можно увеличить до 40 минут.

Но еще раз повторю. Очень важен контент, который будет получать ребенок. Приведу пример с играми. Считается, что для ребенка нужно создать такие условия, чтобы он максимально наигрался в дошкольном возрасте и не залипал в дальнейшей жизни в многочасовые бродилки и квесты. Но эти игры должны быть правильными — у них обязательно должен быть конец. То есть спустя 20–30 минут в финале игры ребенок получает итоговый результат.

При достижении цели у него вырабатываются гормоны радости и определенные ощущения, которые запоминает мозг. Это приведет к тому, что в будущем, когда в школе сверстники часами будут залипать в бесконечных сетевых играх, ребенку это будет не интересно. Потому что ему будет нужен результат.

Фото: Антон Буценко, 66.RU

— Двадцать–сорок минут, о которых вы говорите, звучат как нечто из идеального мира. В реальности же родителям иногда проще дать ребенку телефон, чтобы самому заняться делами, от которых его не будут отвлекать хотя бы пару часов. Что в этих случаях делать?

— Конечно, если такое будет происходить регулярно, то ребенок привыкнет к этому объему времени и когда взрослый попытается в дальнейшем ограничить его 40 минутами, то столкнется с протестом.

Бывают такие моменты, когда ребенка действительно нужно просто посадить, чтобы он был занят какое-то время. В этом случае в гаджете должен быть четко подобранный контент, который исследован родителями и является обучающим. Это и про творчество, и про науку, и про спорт, и про историю и т. д. Для дошколят родители могут подобрать контент сами, а вот со школьниками нужно уже посоветоваться, потому что у них есть тренды на игры, на музыку и блогеров.

Но опять же, если у ребенка мозг созревает правильно, то у него будут и другие интересы, кроме телефона. Он сможет себя организовать и придумать интересное занятие.

«Возможно, произошел перегруз»

— Некоторые родители, чтобы занять, а заодно и развить ребенка, загружают его кружками и секциями. Как правильно рассчитать нагрузку? И что делать, если ребенок ничего не хочет?

— Если ребенок ничего не хочет, то, возможно, это показатель неравномерного развития высших психических функций. И это уже повод обратиться к нейропсихологу. Этот специалист изучает, как устроен и функционирует мозг и как это влияет на психику человека и его поведение.

Что касается нагрузки, то тут все индивидуально. Для одних детей будет достаточно ходить в школу, выполнять домашние задания и посещать, например, бассейн. Для других — комфортно одновременно и учиться в школе, и ходить на скалодром, и легкой атлетикой заниматься, и хоккеем, а еще петь и вышивать.

Понять, нет ли переизбытка в нагрузке, можно по тому, как ребенок себя проявляет. То есть если ухудшились показатели в школе или начались проблемы со сном, а то и постоянная смена настроений — это повод задуматься, что, возможно, произошел перегруз.

Есть и противоположный звоночек — гиперактивность. Например, приходит ко мне мама школьника и показывает список на три страницы из кружков, секций и занятий с репетиторами. А потом спрашивает: «Знаете, несмотря на то, что ребенок побегал, попрыгал и пять секций посетил за день, он вечером все равно подвижный, его сложно уложить и успокоить. В расписании у него еще час в среду свободный — может, его на хоккей записать?» И в этом случае существует большая вероятность, что ребенок истощен и очень устал, а этой активностью мозг пытается через тело отрегулировать дисбаланс.

Фото: Антон Буценко, 66.RU

— Если ничего не делать и оставить ребенка в покое? Рано или поздно же он устанет, успокоится и уснет.

— Режим сна, отдыха и питания в одно время крайне важен для развития маленького человека. Объясню на простом примере. В каникулы дети делают что хотят: просыпаются, ложатся спать, едят в то время, когда им это заблагорассудится.

Но так как у детей еще не до конца сформирована нервная система — она не так быстро адаптируется, как у взрослых, — после того, как каникулы заканчиваются и начинается учебный процесс, ребенок не может восстановиться. И получается, что ребенок лег спать в 01:00, проснулся в 6:30, первый урок — математика, новая программа, а он не может сконцентрироваться. Ну нет у мозга ресурсов, чтобы просто понять, что происходит. То же и с питанием: если школьник в каникулы завтракал в 11:00, то в школе он будет думать не о диктанте, а о булочке.

Режим должен соблюдаться не только в каникулы между четвертями, но и летом.

— Сейчас я представила лица тех родителей, которые поднимают детей в 6 утра, а к 7:30 отвозят в школу. Вряд ли они готовы к такому режиму жизни еще и летом. Взрослым тоже нужен отдых.

— Конечно, в 6 поднимать детей летом не надо. Но хотя бы в 9 нужно вставать. Плюс, у ребенка должна быть интеллектуальная нагрузка и отдых после этого. В идеале — сделать визуальное расписание дня: когда он встает и ест, в какое время занимается и читает, а во сколько гуляет и играет. Это полезно для формирования саморегуляции, которая поможет не только во время учебы в школе, но и в дальнейшей жизни.

«Проблемы не возникают здесь и сейчас»

— Если, несмотря на проделанную работу, родитель все равно замечает, что что-то идет не так, что делать? Может, есть какая-то система домашней диагностики?

— Главный метод домашней диагностики — наблюдательность. Если родитель видит, что ребенок недостаточно хорошо усваивает школьную программу, у него трудности в общении со сверстниками, высокая подвижность, невнимательность, сложности с самоорганизацией, высокая утомляемость — это поводы обратиться к нейропсихологу и через диагностику понять, где проблема, чтобы ее скорректировать.

Фото: Антон Буценко, 66.RU

— Как проходит диагностика у нейропсихолога?

— У нас в Центре когнитивных технологий «УГМК-Здоровье» существует блок вопросов, которые в течение полутора часов задают ребенку. Затем специалист обязательно говорит с родителями, уточняет историю рождения и здоровья ребенка. Исходя из всей этой информации, нейропсихологи формируют заключение — какие дефициты есть в функциональных отделах мозга.

Мы можем рекомендовать пройти курс коррекции, которая длится 20–25 занятий с обязательным выполнением домашних заданий. Такой курс поможет сбалансировать и отрегулировать те проблемные зоны, которые не дают возможность гармонично развиваться ребенку.

— С какими проблемами чаще всего обращаются к нейропсихологу?

— Жалобы на то, что ребенок гиперподвижный или, напротив, — медлительный, невнимательный, у него плохой почерк, или он зеркалит буквы, или ему сложно запомнить слова и цифры. Также часто обращаются с проблемами в освоении учебного процесса или сложностью в коммуникации со сверстниками.

— За эти 24 занятия проблема решится?

— Можно даже с несколькими проблемами справиться за раз. Центр когнитивных технологий — место, где собрано огромное количество разнообразных методик. Родители могут обратиться к различным специалистам. К примеру, если малыш до трех лет не любит мыть голову или подстригать ногти, боится шумов или прививок, не хочет есть или, наоборот, — слишком избирателен и ест только определенные блюда, имеет задержку речи или моторную неловкость: падает, спотыкается, врезается в углы.

Все это, как и многое другое, можно отрегулировать. И как раз нейропсихолог даст важные подсказки. К примеру, ребенок плохо усваивает учебный материал. После диагностики мы выясняем, что у него хорошо развита зрительная память. Тогда мы предлагаем использовать зрительные подсказки, в итоге ребенок улучшает успеваемость в школе.

Есть методики, которые позволяют научить пунктуальности — ощущать чувство времени, работать с торопливостью и медлительностью, избавляться от заикания или тиков. В то же время можно пройти курс по психоэмоциональной коррекции и даже проработать элементы игровой зависимости, которая может быть присуща подросткам.

Как правило, проблемы школьников не возникают здесь и сейчас. Родители их просто не замечали. Поэтому на занятиях в Центре когнитивных технологий так много учеников начальных классов, есть и подростки 13-14 лет.

— Если ребенок выглядит нормальным, вроде все как у всех, но есть свои особенности характера, то стоит ли родителям на всякий случай сводить его на прием к нейропсихологу?

— Если с ребенком с виду все в порядке, он способный, любознательный, общительный, но мама считает, что он очень активный и невнимательный, или, наоборот, очень осторожный и малоподвижный, то нейрокоррекция поможет сбалансировать работу мозга и тела. А это будет способствовать гармоничному развитию детского организма и большим успехам в будущем.