Речь идет о медикаментах для льготников, которые Свердловская область закупает за счет федерального и областного бюджетов — это четыре российские и три региональные программы, охватывающие около 400 тысяч человек. Задача оператора, отвечающего за льготный отпуск, — вовремя доставлять лекарства в аптеки и выдавать их по рецептам. До сих пор «Фармация» привлекала к работе с пациентами коммерческие аптеки. Сейчас частным сетям отказывают в аренде помещений и ограничивают поставки товара. Об этом 66.RU рассказали екатеринбургские фармритейлеры.
Вас здесь не стояло
По словам Александра Востротина, гендиректора компании «АС-Бюро плюс» (сеть «Живика»), весной этого года руководство ЦГКБ № 3 уведомило, что аптечный пункт, работающий в больнице с 2004 года, должен освободить площадку 2 сентября — договор аренды продлевать не будут. «Выяснилось, что на наше место претендует «Фармация», — говорит Востротин. — Хотя все эти годы «Живика» исправно платила по счетам, ремонтировала помещение, вкладывалась в оборудование и каналы связи, необходимые для отпуска льготных лекарств. Эти затраты мы еще не окупили. Если бы наша работа стала ненужной, мы бы встали и ушли. Но аптечный пункт успешно работает почти два десятка лет, и мы хотим здесь остаться. Тем более что конкурент буквально ждет за дверью».
Анна Клименко, руководитель оптового и розничного направлений «АВК-Альянс» (сеть «Радуга») говорит, что ее компании отказали в аренде городские больницы № 23 и № 24. Когда срок договора истек, минздрав не разрешил его продлить, намереваясь отдать помещения «Фармации», пояснила Клименко. «У меня сразу возник вопрос — речь идет о коммерции или о социальной помощи пациентам? — говорит она. — Потому что проблем с распределением льготных лекарств нет. Мы видим только интерес к крупным больницам, где аптеки могут хорошо заработать. При этом сами больницы теперь ничего не получат — розничные точки «Фармации» освобождены от арендной платы».
«Фармацию», впрочем, интересуют не только больницы в Екатеринбурге. Без аптечного пункта в отделении общеврачебной практики ЦГКБ № 3 (поселок Северка) может остаться муниципальная аптечная сеть «Здоровье» — арендодатель предупредил ее директора Сергея Софронова, что сотрудничество закончилось. «Нам показали, как с помощью административного ресурса можно бортануть конкурента и сесть на его место, — говорит Софронов. — Поскольку аппетиты «Фармации» не ограничиваются Екатеринбургом, мы собрали всех пострадавших аптекарей в рабочую группу, которая пытается решить проблему в диалоге с властью».
Рабочая группа, о которой упоминает Софронов, обратилась за содействием к бизнес-омбудсмену Елене Артюх, а та — к вице-губернатору Дмитрию Ионину. На встрече, в которой участвовал представитель минздрава, конфликт решили заморозить. Как осторожно выразился Ионин, «были приняты решения, временно сохраняющие действующий статус-кво». Это значит, уточняет Елена Артюх, что до конца года аптечные пункты останутся на месте, а после выборов губернатора новое правительство попытается решить эту задачу снова.
Кто придумал монополию
Хранение, дистрибуцию и отпуск льготных лекарственных препаратов «Фармации» поручили в 2020 году, когда бывший ГУП стал государственным автономным учреждением (ГАУ). До этого операторов федеральных и региональных льготных программ выбирали по конкурсу. В 2017 году, когда «Фармация» выиграла аукцион, снизив первоначальную цену контракта на 116 млн руб., у предприятия начались финансовые проблемы — дисконт на торгах стал причиной многомиллионных убытков.
Андрей Попов, возглавивший ГУП в сентябре 2018 г., рассматривал два варианта — «Фармация» могла остаться игроком коммерческого рынка, как преобразованные в АО предприятия в Курганской, Челябинской, Тюменской областях, или работать по госзаказу в статусе автономного учреждения по примеру Москвы, Московской области, Астрахани, Оренбурга, ХМАО-Югры и других регионов. Попов убедил минздрав, что переход предприятия в ГАУ усилит социальную составляющую фармацевтической службы. Вместо плановых показателей продаж «Фармация» получала гарантированное бюджетное финансирование.
Планировали, что «Фармация» откроет свои аптечные пункты в каждой поликлинике, к которой приписаны пациенты с правом на льготные лекарства. Заявки частных сетей, беспокоившихся насчет аренды, Попов согласовывал с минздравом. «Если собственных розничных точек «Фармации» не хватало, льготные препараты помогали распространять коммерческие аптеки. Когда мы могли справиться сами, льготным отпуском занималась только государственная аптека. Мы считаем, что на рынке льготных лекарств конкуренции быть не должно. Это чисто государственная функция», — объяснил он.
Тем же принципом, наверное, руководствуется директор ГАУ СО «Фармация» Андрей Герстнер, приехавший в Екатеринбург из Тюмени, где он работал замдиректора МКУ «Комитет по рекламе» и занимался производством металлоконструкций. По данным Герстнера, в программах льготного отпуска лекарств сейчас участвует 197 розничных точек. Собственных аптек и аптечных пунктов у компании около 80, в том числе 20 — в Екатеринбурге (по данным medgorodok.ru). Чтобы отказаться от услуг частных фармритейлеров, госучреждению нужно открыть еще примерно 120.
В прошлом году «Фармация» запустила 12 новых аптек, в 2022 году планирует добавить еще 30, но этого недостаточно. Без участия коммерческих аптек реализовать программу льготного отпуска не удастся.
Последние известия
Тем временем «Фармация» сменила тактику. Анна Клименко говорит, что госучреждению (пока) не удалось выселить из больниц коммерческую розницу и теперь оно открывает там собственные торговые точки. Частным аптекам, ставшим конкурентами, «Фармация» ограничивает поставки льготных лекарств, создавая искусственный дефицит. По словам участников рынка, больным приходится искать аптеки, где они могут получить жизненно необходимые препараты.
Аптечные сети обвиняют «Фармацию» в том, что она перекраивает рынок льготных препаратов в Екатеринбурге в свою пользу. Поскольку компания стала госучреждением, ее главная задача — обеспечивать лекарствами удаленные территории, где у частных сетей нет коммерческого интереса, считают фармритейлеры. По словам Анны Клименко, в медикаментах нуждаются населенные пункты в сельской местности. «Почему бы «Фармации» для начала не наладить продажу лекарств там, если государство финансирует ее социальную миссию? — рассуждает она. — Ротация аптечных пунктов в больницах Екатеринбурга помогает осваивать бюджетные деньги, но принципиально ничего не меняет. Чтобы увеличить охват, нужно работать там, где не хватает розничных точек. Если бы мне дали субсидии, и бы сама могла открывать аптеки на периферии».
Если аптекарям не удастся убедить минздрав, что с льготным отпуском лекарств «Фармация» в одиночку не справится, они намерены привлечь к спору прокуратуру.
UPD: Директор ГАУ СО «Фармация» Андрей Герстнер заявил, что главная задача, которую решает компания — равный доступ к лекарствам по льготным рецептам и для жителей городов, и для жителей деревень, поселков Свердловской области:
«В силу того, что собственной сети не хватает для полного покрытия территории области, «Фармация» привлекает соисполнителей на основании агентских договоров. Эти услуги «Фармация» оплачивает и обеспечивает льготными лекарствами все аптечные организации на равных условиях. В области отпускают лекарства по льготным рецептам 205 аптек. Из них только 77 аптек — это собственно аптеки государственной сети «Фармация». Несмотря на то, что доля наших аптек составляет более трети от общего количества аптек, доля отпущенных льготных рецептов «Фармации» составляет одну пятую часть. Причина в том, что наши аптеки находятся в удаленных деревнях и поселках и выполняют свою главную функцию — обеспечивают возможность получить льготное лекарство там, где его выписали».
Также он уточнил, что у «Фармации» нет информации о заключении или расторжении договоров на аренду помещений коммерческими фарморганизациями в области, поскольку они являются самостоятельными хозяйствующими субъектами.