Всероссийский союз пациентов опасается, что в 2023 году люди с редкими заболеваниями в нашей стране могут не получить необходимые им лекарства из-за сложностей с государственным финансированием их закупок. Сейчас таких больных обеспечивают препаратами в рамках госпрограммы «17 нозологий» (существует с 2008 года).
В письме к председателю правительства Михаилу Мишустину организация заявляет, что несмотря на рост числа тяжелых пациентов (в 2012–2022 годах со 100 тысяч человек до 233 тысяч человек), с 2012 года финансирование программы увеличилось незначительно — с 51,9 млрд рублей до 66,9 млрд рублей.
Уже в следующем году абсолютный дефицит бюджета программы может превысить 20 млрд рублей. Выход из ситуации — при формировании федерального бюджета на 2023–2025 годы предусмотреть выделение Минздраву дополнительных средств на увеличение финансирование программы до 86,9 млрд рублей в год.
Также кабмин просят возобновить централизованные закупки лекарств с переходящим трехмесячным остатком на следующий год. Дело в том, что Минздрав должен закупать препараты для пациентов в таких объемах, чтобы была возможность сформировать их 15-месячный запас.
«В условиях ограниченного финансирования это невозможно, и тогда для пациентов возникают риски дефицита препаратов в начале каждого года. Кроме того, в такой ситуации встает вопрос о доступности терапии для вновь выявленных в течение года пациентов», — рассказал «Коммерсанту» сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев.
Директор Исследовательского центра надлежащих закупочных практик Алексей Федоров назвал самое серьезное последствие сложившейся ситуации — невозможность дальнейшего развития программы:
«В борьбе за доступность препаратов, уже включенных в перечень централизованно закупаемых, Минздрав не может позволить расширять перечень, включая в него новые, более эффективные, но и более дорогие лекарства. Тем самым обеспечение препаратами второй-третьей линий терапии остается за регионами, которые, во-первых, зачастую просто не имеют необходимого бюджета, во-вторых, закупая небольшими объемами, не могу рассчитывать на скидки, которые получило бы ФЦПиЛО при централизованной закупке. В итоге региональные бюджеты переплачивают за лекарства и государственные средства тратятся неэффективно».
Ранее, в 2021 году директор департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медизделий министерства Елена Астапенко признавала сложности с финансированием программы.