Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Алкоголиков станет больше, чем в девяностые». Колонка нарколога о том, как не спиться от этого всего

22 марта 2022, 10:26
Колонка
«Алкоголиков станет больше, чем в девяностые». Колонка нарколога о том, как не спиться от этого всего
Фото: предоставлено 66.RU героем публикации, Анна Коваленко, 66.RU
Любой крупный кризис, будь то 90-е в России или Великая депрессия, сопровождается ростом пьянства. Люди привыкли топить эмоции в алкоголе. Почему так происходит и как не оказаться в их числе, рассказывает главный врач наркологической клиники «Свобода» Марина Мальцева.

В 90-е алкоголизм и наркомания были огромной проблемой для России, но она никуда не делась и позже. С каждым кризисом зависимых людей становится все больше. И сейчас их станет больше, чем в 90-х. Будут проблемы с деньгами — они будут пить некачественный алкоголь, будут пить самогон, будут продавать и пить спирт, боярышник.

За все эти годы алкоголизм не изменился. Есть и маргиналы, и состоятельные люди. Так было и раньше — случаев, когда спивались активные партийцы или директора заводов, было много и в Советском Союзе. Алкоголизм поражает любого человека. Вопрос лишь в том, как быстро он съест его как социальную личность. Кто-то пьет всю жизнь и балансирует на этом уровне, кто-то уходит на дно за считаные недели.

Есть простой способ понять, стал ли алкоголь проблемой для вас. Но для этого нужно быть честным с самим собой — это самое сложное. У человека есть четыре сферы жизни: семья, работа, друзья, личность. При употреблении, как правило, начинаются проблемы и на работе, и дома, начинают отдаляться друзья — это первые признаки. Человек бросает свои увлечения. И качество его жизни снижается. Честно оцените качество своей жизни от 1 до 5 в каждой сфере, а сумму разделите на 4. Если получилось меньше 3–3,5, то это проблема, которую надо срочно решать.

Сейчас у нас есть общая стрессовая обстановка, на которую мы не в силах повлиять. Но мы с вами можем быть социально ответственным гражданами, работать. Если нет работы, то находить ее, делать что-то. Мы можем быть прекрасными отцами, мужьями, женами — обращать внимание на свою семью. Мы с вами можем быть хорошими друзьями: поддерживать, когда друзьям тяжело, помогать им.

Когда человек постоянно занят, находится в развитии — ему некогда думать о глупостях, ему жалко тратить время на выпивку, на то, чтобы болеть с похмелья. Сейчас нельзя поддаваться панике, наоборот, надо делать все возможное, чтобы жизнь каждого человека не ухудшилась, а может быть, даже улучшилась.

Алкоголизм — это смертельное неизлечимое заболевание. Он занесен в книгу болезней ВОЗ, у него есть свои симптомы, свои стадии. Его еще называют болезнью «замороженных чувств». Когда люди не умеют проживать свои чувства —злость, обиду, боль, ревность, — они начинают заливать это все алкоголем.

Главное — понять, что это не решение проблем, это их усугубление. Наш психолог всегда предлагает пациентам каждый раз, когда хочется выпить, вспоминать самое страшное, что случалось с ними во время употребления алкоголя. Когда вспоминают, то говорит им: «То же самое будет и сейчас, если ты выпьешь. Готов рисковать всем, что у тебя есть?» Самая лучшая мотивация — это демотивация.

Что касается тех, у кого еще нет этой проблемы, но они стремительно к ней идут, то тут надо понять, что дает им кайф. Бег, баня, бильярд, вкусная еда, секс, музыка, кино. То, что доставляет наслаждение, то, что способно их отвлечь от него.

Чувствуете, что не справляетесь сами? Обращайтесь к специалистам: наркологам и психотерапевтам. Это не стыдно, анонимно и безопасно. Даже сильным людям иногда нужна помощь. И важно попросить о ней вовремя, пока не стало поздно.

Говорят, что бывших алкоголиков не бывает. Бывают. Но это те люди, которые научились жить трезвой жизнью, которые понимают, что одно употребление — это конец. Они говорят: «Одной рюмки много, а тысячи всегда недостаточно». Это как аллергия на апельсин. Допустим, у вас она есть. Вы съели его, у вас зачесалась кожа. Неважно, сколько вы его не ели до этого — год, два, пять, десять. Съели через двадцать лет, а у вас снова зачесалась кожа. Ничего не поменяется.