Власти нескольких регионов официально признали, что пандемия коронавируса вызвала дефицит кадров в системе здравоохранения. Соответствующие заявления сделали:
Кроме того, в Свердловской области сфера здравоохранения испытывает острейший кадровый дефицит. Спрос на медиков в УрФО за два года вырос на 129%, а в Свердловской области — на 65%. «Сфера испытывает острейший кадровый дефицит. Ситуация усложняется и тем, что среди соискателей зачастую популярны не те медицинские специальности, какие наиболее востребованы в больницах», — отмечает Анна Осипова, руководитель пресс-службы hh.ru Урал.
Оргсекретарь межрегионального профсоюза медработников «Действие» Александр Золотарев считает, что дефицит медицинских кадров актуален для всей страны. При этом в условиях дефицита кадров судьба критически важных медучреждений иногда зависит от частных обстоятельств.
Например, в 2020 году инфекционное отделение в Чаплыгинской районной больнице (Липецкая область) закрыли после смерти инфекциониста. А, по словам замминистра здравоохранения Свердловской области Екатерины Ютяевой, в Североуральской городской больнице после увольнения врачей и их ухода на пенсию прекратило работу травматологическое отделение.
Кроме того, в профсоюзе «Действие» отмечают дефицит сотрудников СМП. По приказу Минздрава № 388, бригада скорой должна состоять из двух медиков. Но во многих регионах выезжать на вызовы вынужден один фельдшер.
В «Действии» уточняют, что дефицит работников СМП иногда скрывается «из-за массовой работы фельдшеров по совместительству». Председатель первичной организации профсоюза, фельдшер скорой помощи Боготольской межрайонной больницы (Красноярский край) Марина Минасян уточняет, что дефицит кадров был и раньше, но пандемия коронавируса сделала проблему острее.
«У нас три машины скорой помощи на город и район (население около 10 тысяч). Расстояние до вызова в некоторые населенные пункты — до 45 км в одну сторону. До 50% состава отсутствуют: кто на больничном, кто в отпуске. Порой на город остается одна бригада, состоящая из фельдшера и водителя», — рассказала Марина Минасян изданию.
Проблему нехватки фельдшеров отмечают и в других регионах. Например, сотрудник СМП в Кемерово рассказал, что из положенных 55 бригад на 553 тыс. населения в сутки выходит «от силы половина». Фельдшер Елена Ермолова из Чаплыгина Липецкой области рассказала «Ъ», что в районе не хватает примерно 20 фельдшеров скорой, а из-за отпусков и больничных на почти 30 тыс. жителей района порой остается всего две бригады, состоящие из фельдшера и водителя.
Региональные власти пытаются решить проблему нехватки кадров в медицине с помощью целевого набора в медвузы и программ по привлечению и удержанию медицинских кадров в районах (например, «Земский доктор» и «Земский фельдшер»). В частности, целевой прием в Пермский государственный медицинский университет составляет 70% бюджетных мест. Причем если 2020 году целевых мест было 307, то к 2024 году планируют увеличить их число вдвое.
Но, как считает врио председателя реготделения независимого профсоюза «Альянс врачей» (внесен в список иностранных агентов) Валерия Меркулова, увеличение приема в учебные заведения не решит проблему. А терапевт и основатель мобильного приложения «Справочник врача» Константин Хоманов уверен, что в России нет дефицита врачей в количественном выражении.
«Проблема в том, что выпускники медвузов ищут более комфортные специальности. Соответственно, мы имеем переизбыток стоматологов и в то же время катастрофический недобор анестезиологов-реаниматологов», — говорит Хоманов.
В доказательство своим словам Константин Хоманов приводит результаты регулярных исследований на платформе «Справочник врача». Согласно этим данным, нехватка реаниматологов достигает почти 50%.
В федеральном Минздраве не стали комментировать масштабы кадрового дефицита, но сообщили изданию, что планируют провести «выездную оценку» оказания медицинской помощи в Ростовской области и Республике Крым. По итогам проверки выработают «адресные меры поддержки регионов».