Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Заразиться можно за 10 секунд». Независимый аналитик — о коварстве индийского штамма коронавируса

19 июля 2021, 12:22
Колонка
«Заразиться можно за 10 секунд». Независимый аналитик — о коварстве индийского штамма коронавируса
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
Александр Драган собирает данные о пандемии Covid-19 в России из открытых источников. По его словам, борьбу с новым штаммом мы пока проигрываем.

— В большинстве российских регионов заболеваемость ковидом сейчас в фазе активного роста, а по тяжести ситуация хуже осенней. К этому причастен, по-видимому, один из самых опасных на сегодня вариантов вируса — «дельта», или индийский штамм. Как мы видим на примере Австралии или Вьетнама, его распространение сложно сдержать даже жесткими мерами.

В России же ощутимых ограничений нет и, по-видимому, не предвидится.

О чем говорит статистика

По официальным данным, в стране занято 191 тыс. ковидных коек, хотя еще месяц назад было 107 тыс., а в начале июня — 70 тыс. Мы уже близки к пикам второй волны: тогда на максимуме в больницах лежало 221 тыс. человек (на 16% больше, чем сейчас), из них 5 тыс. — на ИВЛ.
Хотя пациентов пока меньше, чем прошлой осенью, болезнь протекает тяжело. На ИВЛ уже 5,2 тыс. человек — по сравнению со второй волной их доля выросла на 20%. Крайне тяжелых больных больше, чем когда-либо, а доля пациентов, нуждающихся в кислородной поддержке, увеличилась до 55−65% — в прошлые волны эпидемии даже на пиках их было не более 35−45%.

Это значит, что прямо сейчас по всей стране кислород необходим минимум 105−110 тыс. пациентов. И это — без учета больных в реанимациях.

Потребление кислорода выросло в разы по сравнению даже с зимними пиками — во многих регионах его не хватает. Российские производители промышленных газов работают на пределе — 90% мощностей перевели на выпуск медицинского кислорода. 1500 тонн кислорода в сутки, которые они могут предложить, уже недостаточно. Медицинский кислород достают отовсюду: 200 тонн выделил Роскосмос, еще 30 тонн в сутки поступает с военных аэродромов от Минобороны. Предприятия химической и металлургической промышленности, судостроения, ОПК, атомной отрасли, судостроения выделяют 100 тонн технического кислорода в сутки — его приходится преобразовывать в медицинский.

Для южных регионов Россия закупает кислород в Казахстане. Для северных и западных — в Финляндии. Сибирь с Дальним Востоком, скорее всего, обеспечит Китай: прямо сейчас с ним ведут переговоры.

По словам министра здравоохранения региона Андрея Карлова, в Свердловской области кислород нужен 64% пациентов — в прошлые волны таких было 40−45%. За содействием администрация обратилась к военным, промышленникам и благотворителям — теперь больницы могут рассчитывать на их помощь.

Быстрый рост госпитализаций в области начался в середине июня. Уже спустя неделю власти признали, что началась третья волна, и ввели ограничения: закрыли фан-зону Евро-2020, запретили выпускные и начали отменять массовые мероприятия. Последний запрет ограничивает мероприятия с участием более 500 человек. Но полумеры ситуацию не изменят.

При этом госпитализации в регионе стремительно растут: если три-четыре недели назад занятый коечный фонд прибавлял по 13−15% в неделю, то последние несколько недель темпы прироста ускорились до 30−40%. А рост колоссальный: за месяц с небольшим занятый коечный фонд вырос в 3,7 раза. Ситуация уже хуже, чем осенью.

Что мы знаем о штамме «дельта»

Это один из худших вариантов коронавируса, с которыми нам приходилось сталкиваться. Одна из его особенностей — стремительная передача. По предварительным данным, «дельта» на 40−60% более заразна, чем британский вариант «альфа» — тот, в свою очередь, на 50% более заразен по сравнению с диким вирусом. Индекс репродукции R0 «дельты» может достигать 10 (для сравнения — у уханьского вируса R0 оценивался в 2-3). По ряду оценок, даже при иммунной прослойке в 80% необходим локдаун — только так можно прервать цепочки заражения и остановить рост.

Показателен пример Австралии, которая придерживается тактики zero covid и старается не допустить внутреннего распространения вируса. В июне страна объявила очередной локдаун в штате Новый Южный Уэльс. Причина — проникший в страну вариант «дельта». Вспышка началась с водителя, перевозившего путешественников из аэропорта в обсерватор. Он не был привит и, по сообщениям, не носил маску. За считаные дни кластер вырос до 36 случаев — власти пришлось ввести жесткий локдаун в центре Сиднея и в некоторых районах штата.
Эпидрасследования показали, что заражения происходят очень быстро. В двух случаях оказалось достаточно всего 5−10-секундного контакта — люди инфицировались, просто пройдя мимо зараженного. Напомню, что раньше речь шла о 15-минутом тесном контакте.

Китайские вирусологи подтверждают резкое увеличение вирусной нагрузки от «дельты». Концентрация вирусного аэрозоля в выдохе зараженного крайне высокая. Если человек был в помещении, которое посещал инфицированный «дельтой» даже несколько дней назад, это уже считают тесным контактом. И в Китае был случай заражения за 14 секунд, причем без контакта: человек просто зашел в туалет, где до этого находился больной.

Исследования показывают, что при заражении «дельтой» даже отрицательный ПЦР-тест не гарантирует, что человек не заразен: вирусная нагрузка нарастает так быстро, что человек может начать передавать вирус за считаные часы. Поэтому сделанные раз в сутки ПЦР-тесты безопасности не гарантируют. Вирусная нагрузка при первом положительном тесте у зараженных «дельтой» в 1000 раз выше, чем у зараженных ранними штаммами.

По многочисленным свидетельствам врачей, «дельта» приводит к более тяжелому течению болезни — и мы наблюдаем это в России. Согласно шотландскому исследованию, опубликованному в The Lancet, «дельта»-вариант увеличивает вероятность госпитализации на 85% по сравнению с вариантом «альфа». По ранним данным из Великобритании, при «дельте» риск госпитализации в 2,26 раза выше по сравнению с «альфой», а вероятность перевода в реанимацию для госпитализированного — на 67% выше по сравнению с «альфой».

В Китае тоже есть свидетельства, что течение болезни при «дельте» хуже и агрессивнее, чем при диком вирусе.

Как с этим бороться

Эффективность вакцин против индийского штамма снижается, но не критично: раньше вакцины очень хорошо защищали от вируса, сейчас — просто хорошо. Предварительные исследования из Англии показывают, что две дозы Pfizer эффективны на 96% в предотвращении госпитализаций, две дозы AstraZeneca — на 92%.

По «Спутнику» данных мало — известно, что нейтрализация сыворотки снижается в 2,6 раза против варианта «дельта», но как меняется эпидемиологическая эффективность, неизвестно. Мониторинг, который центр Гамалеи вел в Москве в июне, показал, что риск среднетяжелого и тяжелого течения болезни среди привитых в 14 раз ниже по сравнению с непривитыми.

В целом же в больницы попадает на порядок меньше людей, а крайне тяжелое течение встречается в единичных случаях.

Все врачи, с которыми я общался, подтверждают, что в реанимации «красных зон» привитые попадают редко. Смерти среди привитых — случаи исключительные. Это отмечают даже скептически относящиеся к «Спутнику» врачи — в реанимациях вакцинированные практически не встречаются.

Вместе с тем привитые заболевают — и это еще одна особенность «дельты». И у Pfizer, и у AstraZeneca, и у «Спутника» снижается эффективность против симптоматического течения. Но эффективность против тяжелого течения и смерти остается высокой.

Выводы пусть каждый делает сам.