Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Прививка от коронавируса — делать или отказаться? Два мнения о коллективном иммунитете

1 июля 2021, 18:03
Колонка
Прививка от коронавируса — делать или отказаться? Два мнения о коллективном иммунитете
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
Призывы к массовой вакцинации от Covid-19 поделили общество на два лагеря. Пока одни стоят в очередях за прививками, другие отказываются от инъекций, опасаясь непредсказуемых результатов. 66.RU нашел представителей обеих групп, готовых объяснить свою позицию. Владимир Табак, руководитель АНО «Диалог», отвечающего за цифровые коммуникации между властью и обществом в масштабе страны, призывает граждан на прививочные пункты. Кирилл Зверев, по образованию врач, объясняет, почему туда не пойдет.
Прививка от коронавируса — делать или отказаться? Два мнения о коллективном иммунитете
Фото: Анна Коваленко, 66.RU

Владимир Табак, замдиректора АНО «Диалог» (Москва):

Прививка — именно то, что сейчас всем нужно

— Когда мы только стали центром мониторинга и информирования по ситуации с коронавирусом, о вакцинах никто не писал — их просто не было. Всех интересовали протоколы лечения, потенциальная смертность и тяжесть самой болезни, меры предосторожности.
Сейчас вакцинация — предмет споров. Думаю, что опыт общения с врачами, пациентами и всеми, кто погружен в тему, позволяет мне делать определенные выводы.

Я сам — не фанат прививок и в обычное время не прививаюсь. Но есть принципиальная разница между коронавирусом и другими болезнями (например, гриппом), которые изучены вдоль и поперек и при правильном лечении не угрожают вашей жизни. Covid-19 лечить до сих пор не научились, и спрогнозировать течение болезни у конкретного человека тоже невозможно.

Протоколы терапии меняются довольно часто, новые исследования показывают, что у разных людей вирус затрагивает разные системы организма, и в медицинском сообществе уже отдельным диагнозом считают постковид или лонгковид. Это значит, что врачи и ученые еще только подбирают лекарства, способные удерживать организм от разрушения во время самой болезни. Ни одного препарата, доказавшего свою комплексную эффективность против коронавируса, в мире пока нет.

Вывод простой — если вы отказались от вакцинации, например против того же гриппа, и заболели, эффективный протокол лечения вам поможет. В случае с Covid-19 можно полагаться только на удачу и волю Создателя — тяжесть болезни зачастую не связана ни с возрастом, ни с физическими данными, ни с состоянием здоровья. По сути, это лотерея, результат которой непредсказуем.

До последнего всплеска заболеваемости и появления штамма «дельта» мы уже начали воспринимать Covid-19 как обычное заболевание. Чувство опасности притупилось. Это логично — жить в состоянии постоянного страха невозможно, да и неоправданно в период снижения заболеваемости. Меньше больных — меньше темы в повестке, меньше их родственников и друзей, рассказывающих об этом. Но давайте без лишнего драматизма и пафоса честно признаемся: ковид — заболевание реально тяжелое, опасное и плохо изученное, с огромным количеством осложнений и непрогнозируемыми последствиями.

Многим тяжелым больным в больницах приходится давать препараты-иммуносупрессоры и использовать гормоны, потому что ковид вызывает аутоиммунную реакцию, когда, например, клетки легких начинают уничтожать сами себя. Заболевание, способное вызвать аутоиммунную реакцию априори очень опасно.

Еще один важный момент. Многие видели данные Росстата об избыточной смертности. Любой здравый инфекционист скажет — выписка из больницы с отрицательным тестом не означает, что больной выздоровел. Ученые выяснили — у каждого десятого пациента (по другим данным, у каждого пятого) симптомы Covid-19 проявляются еще минимум два-три месяца после стационара. Тысячи людей в социальных сетях рассказывают, как продолжают бороться с последствиями ковида. Кто знает, чем закончится их борьба?

Вдумайтесь — только по официальной статистике, в мире от Covid-19 умерло уже более пяти миллионов человек. Десятки тысяч из них были абсолютно здоровыми, без патологий, а сотни тысяч — людьми в возрасте, способными прожить еще 20–25 лет.

Я знаю — многие не доверяют российским вакцинам, хотя их создали научные учреждения, которые еще в советское время считались одними из ведущих мировых институтов в этой сфере. В других странах такой масштабной сезонной вакцинации не было — только у нас накоплен огромный опыт, и многие ученые из советских лабораторий продолжают консультировать своих коллег. Весной Россия помогла государству Сан-Марино, где проживает 34 тысячи человек — республика объявила о победе над коронавирусом благодаря массовой вакцинации «Спутником V».

Абсолютной защиты не гарантирует ни одна вакцина — это правда. Исследования показывают, что максимальная эффективность не превышает 90–95%. Другими словами, 10% больных с прививками действительно могут заболеть, но подавляющее большинство из них справится с инфекцией легче. У определенной части пациентов антитела вообще не вырабатываются, и то же самое происходит после прививки. У людей с дефектом иммунитета болезнь может протекать тяжело даже после вакцинации.

Надо еще учесть, что антитела не вырабатывают до 15% переболевших, а повторно болеет менее одного процента. Это означает, что есть много других защитных механизмов, помогающих справляться с заражением. Например, легендарный клеточный иммунитет — никто его не видел, проверить, как все происходит, сложно, но он действительно существует. Вакцинация работает не только на уровне антител, но и с клетками памяти.

Теперь особенно важно, чтобы 60% населения вакцинировалось в короткий промежуток времени — тогда и появится тот самый коллективный иммунитет. В некотором смысле мы с вами на войне — многие потеряли друзей и родственников, знакомых. Подумать нужно не только о себе. Это не история про календарь прививок и личное решение — болеть или не болеть гриппом, это самый большой вызов для всего мира за десятки лет. Я сам сдал тест на антитела, и если их недостаточно, буду делать прививку. Всем нам это сейчас нужно.

Прививка от коронавируса — делать или отказаться? Два мнения о коллективном иммунитете
Фото: Анна Коваленко, 66.RU

Кирилл Зверев, специалист по древнерусской живописи с медицинским образованием (окончил Московскую медицинскую академию им. И. М. Сеченова):

Почему я не буду прививаться от Covid-19

— Пока нашего брата не начали топить в колодцах, я попробую описать проблему обязательной вакцинации с позиции человека, который этого делать не хочет и пока не будет.
Я ни к чему не призываю. Это личная позиция, основанная на моих (и не только) знаниях. Я, мои дети, вся моя семья привита от всего, что можно. Но только вакцинами проверенными и безопасными.

Итак.

1. Я не уверен в эффективности вакцин против ковида — хоть от Гамалеи, хоть от Пфайзера, хоть от My Little Pony. Факт, что привитые болеют, — уже не шило в мешке. Это признано совершенно официально. То, что они гарантированно не умирают, опровергнуть не могу. Согласиться — тоже. Потому что в реанимацию такие пациенты попадают, а чем все заканчивается, неизвестно. Какая истинная эффективность вакцин? Почему привитые болеют тяжело? Мы не знаем, а хотелось бы информации.

2. Я не уверен в безопасности современных вакцин от ковида. Вакцина — не сироп от кашля, хотя даже сироп надо проверять годами. Нельзя проверить безопасность вакцины за полгода, за год. Минимум два, а на практике — минимум пять. Какова истинная безопасность этих вакцин?

Аргумент испытавших укол «я привился и ничего страшного» не лишает опасений, что со мной все будет иначе.

А лучше бы еще к уколу прилагать международный сертификат от ВОЗ, хотя бы копию.

3. Я не уверен, что хочу болеть после укола. Каков истинный процент осложнений после вакцинации? У кого они происходят и почему? Информации хочу, ну пожалуйста!

4. Я не уверен, что мне можно делать вакцину по медицинским показаниям. Врачи должны гарантировать мне безопасность. Отнимающиеся, по слухам, руки оптимизма не добавляют.

Случаи бывают разные — диабет, гипертоническая болезнь, аллергия на все подряд, онкология.

А если хронические заболевания обострятся? При каких болезнях можно, при каких нельзя?

5. Наверное, главное. Я переболел ковидом и достаточно тяжело. У меня есть иммунитет к этому заболеванию. Я не могу заразить и не могу заразиться сам.

Однако навредить мне вакцина может.

Основное зло и бред, который несут из ящиков «эксперты», — «закончились антитела, значит, закончился иммунный ответ». С такими познаниями в иммунологии им лучше рекламировать какой-нибудь иммунеле с банановым вкусом.

Если бы иммунитет так работал, люди вымерли бы еще в каменном веке. Помимо гуморального иммунитета (антитела) есть иммунитет клеточный. «Вредителя» запоминают клетки памяти иммунной системы — они живы, даже если титр антител упал до ноля. Но когда человек сталкивается с угрозой, организм СНОВА вырабатывает антитела. Сколько длится клеточный иммунитет в нашем случае, пока никто не знает, но уже точно больше года — это подтверждают анализы.

Один бред порождает другой — «переболевшим надо привиться». Что будет, если антиген (белок вируса) попадет в организм с приобретенным иммунитетом? Правильно! Иммунная система не будет разбираться — вакцина это или снова настоящий вирус. Она видит антиген и включает защиту. В лучшем случае организм просто «перебьет» в себе содержимое пузырька. Что будет в худшем? Кто знает, насколько безболезненно пройдет этот процесс?

Наконец, нам говорят: вакцина дает более сильный иммунитет, чем само заболевание. Если это так, то Нобелевская премия во всех номинациях, а заодно еще медаль Ломоносова, «Оскар» и «Золотой граммофон» у разработчиков такой вакцины в кармане. Потому что так не бывает!
Что проще — запомнить человека по цвету глаз или целиком? Здесь то же самое.

При заболевании иммунная система запоминает вирус со всей его структурой. Формируется память на множество антигенов. А в вакцине — лишь маленькая часть структуры вируса. Она может даже не сформировать клеточный иммунитет.

И бонусом — зачем прививать детей? Они болеют (показывают симптомы) очень редко, для статистики — почти никогда, и чаще — легко. У них в принципе ответ работает по-другому. Они — наша живая иммунная прослойка. И вообще, первыми экспериментальную дозу «вакцины фор кидс» должны получить дети и внуки разработчиков. Это — медицинский этикет. Посмотрим.

Вакцина — не аскорбинка. Она не перемалывается печенью за день и не выплюнется почками. Вакцину делают так, чтобы ее воздействие было на максимально длительный срок. Желательно на всю жизнь. Как татуировка. И набить ее надо хорошими чернилами, а не картофельным пюре. Поэтому перед тем как ставить себе укол, надо быть уверенным в ее абсолютной безопасности для себя. Это очень серьезный шаг.

Поголовной вакцинации быть не должно! Все люди разные. Кому-то можно, кому-то надо, а кому-то нельзя категорически. Науки есть такие — вирусология, иммунология и вакцинология. В них ответ, а не в лозунгах.

Вам понравилось? Еще больше новостей и историй — в нашем Telegram-канале. А еще любую публикацию там можно обсудить. Или, например, предложить нам свою новость. Подписывайтесь!