Владимир Путин объявил нерабочими дни с 1 по 10 мая. Майский отдых продлен по просьбе Роспотребнадзора в связи с «осложнением эпидемиологической обстановки». По словам главы ведомства Анны Поповой, обычно люди между праздничными днями 1 и 9 мая «ездят на дачу и обратно, обмениваются вирусной информацией с большим количеством людей». Однозначного ответа на вопрос, будет ли третья волна пандемии COVID-19 и насколько большой, — нет.
При этом, помимо введенного внепланового отпуска президентом, есть еще явные признаки ухудшения эпидемиологической ситуации, вот они:
Как пишет издание СМИ (признано Минюстом РФ иностранным агентом), ничего удивительного в том, что вспышка начинается именно в Москве, нет: столица — это крупнейший хаб, куда прилетают люди из-за границы. Наибольшее опасение вызывают именно завозные случаи: новые варианты вируса, появившиеся в разных странах мира осенью и зимой, значительно более заразны и повсеместно вытесняют «старые» варианты.
По опыту первой волны известно, что в другие регионы «завозная» вспышка эпидемии приходит на несколько недель позже, чем в Москву. Год назад, в начале эпидемии, шествие вируса по стране было на время остановлено с помощью ограничений мобильности граждан. Сейчас никаких ограничений на перемещение между регионами (и внутри регионов) не существует.
Отметим, что госпитализация обычно случается через 10–15 дней после заражения. То есть динамика поступления тяжелых больных в стационары может косвенно свидетельствовать о росте заражений две недели назад. Данных о том, что происходит с заражениями сейчас, нет. Через 7–10 дней после роста госпитализаций должна увеличиться смертность от коронавируса: в Москве она действительно медленно растет весь апрель.
— Конечно, циркулирование новых штаммов, в том числе британского и южноафриканского, в России увеличивается. Звоночки к началу третьей волны коронавируса есть: в ряде субъектов заболеваемость растет, много тяжелобольных пациентов. Чтобы предупредить эту волну и негативный ее сценарий, и вводятся эти меры. Между тем пока предсказать, как будет развиваться ситуация, — сложно.
Пока же говорить о том, что в Москве, в связи с ростом числа заражений, уже началась третья волна коронавируса, мы не можем. Последствия начавшегося роста заболеваемости могут быть разными — не обязательно будет полномасштабная большая вспышка. Так, в июле 2020 года случился рост заражений (и смертей) в Москве и нескольких других регионах. Когда она кончилась, наблюдалось лишь медленное распространение вируса без роста числа заражений в целом по стране, а полномасштабная вторая волна захлестнула Россию только через полтора месяца.
По сообщению издания СМИ (признано Минюстом РФ иностранным агентом), величина и продолжительность вспышки после снятия ограничений зависят от многих факторов: важно количество «активных случаев» на начало вспышки — то есть число зараженных людей, которые могут заразить других; также большое значение имеют действия властей и реакция на них граждан: продление школьных каникул или запрет на массовые мероприятия способны замедлить распространение вируса. К таким мерам можно отнести и «длинные выходные».