Владимир Путин объявил нерабочими дни с 1 по 10 мая. Майский отдых продлен по просьбе Роспотребнадзора в связи с «осложнением эпидемиологической обстановки». По словам главы ведомства Анны Поповой, обычно люди между праздничными днями 1 и 9 мая «ездят на дачу и обратно, обмениваются вирусной информацией с большим количеством людей». Однозначного ответа на вопрос, будет ли третья волна пандемии COVID-19 и насколько большой, — нет.
При этом, помимо введенного внепланового отпуска президентом, есть еще явные признаки ухудшения эпидемиологической ситуации, вот они:
- рост числа выявленных зараженных в Москве (а пандемия зачастую начинается со столиц) в последние две-три недели, который отметил и мэр города Сергей Собянин. Данный показатель растет и в Свердловской области: за последнюю неделю этот показатель поднялся со 107 до 116 человек в сутки (в середине недели было 119 человек). При этом сама по себе динамика выявления заражений мало что значит: колебания часто связаны с изменениями количества проведенных тестов и тактики тестирования.
Как пишет издание СМИ (признано Минюстом РФ иностранным агентом), ничего удивительного в том, что вспышка начинается именно в Москве, нет: столица — это крупнейший хаб, куда прилетают люди из-за границы. Наибольшее опасение вызывают именно завозные случаи: новые варианты вируса, появившиеся в разных странах мира осенью и зимой, значительно более заразны и повсеместно вытесняют «старые» варианты.
По опыту первой волны известно, что в другие регионы «завозная» вспышка эпидемии приходит на несколько недель позже, чем в Москву. Год назад, в начале эпидемии, шествие вируса по стране было на время остановлено с помощью ограничений мобильности граждан. Сейчас никаких ограничений на перемещение между регионами (и внутри регионов) не существует.
- рост числа госпитализаций. Этот показатель начал подниматься в Москве в конце марта, когда в день в больницы отправляли около 700 человек с подозрением на осложнения после коронавирусной инфекции и с внебольничными пневмониями. К 10-м числам апреля ежедневно госпитализировали уже около 900 человек, к 20-м числам — 1000 человек. В Свердловской области этот показатель не такой высокий — 224 человека, по последним данным, находятся в больницах региона с подтвержденным коронавирусом.
Отметим, что госпитализация обычно случается через 10–15 дней после заражения. То есть динамика поступления тяжелых больных в стационары может косвенно свидетельствовать о росте заражений две недели назад. Данных о том, что происходит с заражениями сейчас, нет. Через 7–10 дней после роста госпитализаций должна увеличиться смертность от коронавируса: в Москве она действительно медленно растет весь апрель.
- регионы России начали друг за другом отменять массовые мероприятия. Так, демонстрации и шествия Первого мая уже решили не проводить в Свердловской области, Санкт-Петербурге, Перми, Челябинске, Воронеже. Кроме того, в Свердловской области в онлайн перенесли шествие «Бессмертного полка». Проведение первомайских праздников не согласовали в столице. Отметим, что и во время пика предыдущей волны COVID-19 власти вводили подобные ограничения.
- приостановка авиасообщения в Турцию и Танзанию, которые считаются «красными зонами», на полтора месяца.
- Роспотребнадзор ужесточил требования к приезжающим в Россию из-за границы. Теперь необходимо сдавать два ПЦР-теста.
Александр Соловьев, врач лабораторной диагностики:
— Конечно, циркулирование новых штаммов, в том числе британского и южноафриканского, в России увеличивается. Звоночки к началу третьей волны коронавируса есть: в ряде субъектов заболеваемость растет, много тяжелобольных пациентов. Чтобы предупредить эту волну и негативный ее сценарий, и вводятся эти меры. Между тем пока предсказать, как будет развиваться ситуация, — сложно.
Пока же говорить о том, что в Москве, в связи с ростом числа заражений, уже началась третья волна коронавируса, мы не можем. Последствия начавшегося роста заболеваемости могут быть разными — не обязательно будет полномасштабная большая вспышка. Так, в июле 2020 года случился рост заражений (и смертей) в Москве и нескольких других регионах. Когда она кончилась, наблюдалось лишь медленное распространение вируса без роста числа заражений в целом по стране, а полномасштабная вторая волна захлестнула Россию только через полтора месяца.
По сообщению издания СМИ (признано Минюстом РФ иностранным агентом), величина и продолжительность вспышки после снятия ограничений зависят от многих факторов: важно количество «активных случаев» на начало вспышки — то есть число зараженных людей, которые могут заразить других; также большое значение имеют действия властей и реакция на них граждан: продление школьных каникул или запрет на массовые мероприятия способны замедлить распространение вируса. К таким мерам можно отнести и «длинные выходные».