Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Какой станет ваша районная поликлиника в будущем. И это не фантастика

19 апреля 2021, 10:30
Какой станет ваша районная поликлиника в будущем. И это не фантастика
Фото: 66.RU
Повсеместная цифровизация российского здравоохранения — вопрос ближайших нескольких лет и одна из задач нацпроекта «Здравоохранение». Речевые технологии, наряду с применением искусственного интеллекта в диагностике и телемедициной, входят в число наиболее востребованных. На международной специализированной выставке-форуме «Здравоохранение Урала-2021» Сбер презентовал инновационные сервисы своей экосистемы, направленные на цифровую трансформацию медицинской отрасли. Некоторые из этих сервисов уже можно найти в больницах Екатеринбурга и области. Вероятно, что скоро они окажутся и в вашей больнице по месту жительства. По крайней мере, губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, посетивший стенд компании, очень ими заинтересовался.

Врач уделяет время вам, а не бумагам

Фото: © 66.RU

Примерно половину времени приема врач тратит на заполнение форм, выдачу назначений и тому подобное. Поэтому группа компаний ЦРТ (входит в экосистему Сбера) предлагает медикам Voice2Med — продукт искусственного интеллекта, который позволяет в режиме реального времени заполнять бумаги, преобразуя голос врача в текст.

Во время исследования врач с помощью специального микрофона надиктовывает информацию, которая моментально расшифровывается и автоматически переносится в открытый протокол медицинской системы. При этом специалист может диктовать выводы и назначения, не отрываясь от обследования пациента или, например, УЗИ или работы с микроскопом.

По сути, это похоже на голосовой ввод в смартфонах, но на самом деле намного сложнее: ни одна традиционная система распознавания речи не осилит сложную медицинскую терминологию и аббревиатуры. Более того, с помощью Voice2Med можно управлять компьютером (запуск, закрытие программ), а также использовать распознавание с невербальным подтверждением.

По оценкам специалистов, автоматизированное заполнение медицинских карт при помощи голосового помощника экономит до 70 минут времени врача в день (плюс два пациента в день на прием), а также способствует развитию электронного документооборота, стандартизирует медицинскую лексику.

Диагноз поставит искусственный интеллект

Фото: © 66.RU

Не подумайте, врачей никто не отменял. И медик вправе не согласиться с тем заключением, которое предлагает техника. Но это подспорье для врачей в вопросе экономии времени и повышения собственной квалификации. А для пациентов, которые, к сожалению, в России до сих пор не склонны доверять медицине, — возможность получить второе мнение. Правда, не от другого врача, а от робота, созданного СберМедИИ.

Вот как это работает. Пациент перечисляет врачу симптомы. Медик вносит их в программу, в которой искусственный интеллект выделит три наиболее вероятных диагноза. Точность такого диагноза варьируется от 75 до 91% в зависимости от причины болезни: чем подробнее дана информация о симптомах, тем выше шанс постановки вероятного диагноза.

Чтобы обучить нейросеть, разработчики загрузили в нее более 4 млн установленных диагнозов в обезличенном виде. В «памяти» системы 265 различных диагнозов, что охватывает 95% всех возможных случаев диагнозов россиян при первом обращении в больницы.

Анализ рентген- и УЗИ-снимков готов за минуты

Фото: © 66.RU

Еще одно решение СберМедИИ — проект по распознаванию снимков. С помощью нового проекта все снимки — компьютерная томография легких или головы, рентген грудной клетки, маммография, электроэнцефалограмма, электрокардиограмма и даже функциональная магнитно-резонансная томограмма — отправляются в облако, где искусственный интеллект проводит их анализ и выдает результат уже через 5–10 минут.

Если проще: человек с подозрением на инсульт поступает в больницу и надо как можно скорее выяснить, действительно ли у него случился инсульт. Для этого проводят компьютерную томографию (КТ) головного мозга. Затем рентгенолог изучает снимки и пишет заключение, на основе которого лечащий врач решает, что делать. При этом первые часы после инсульта — критические: если пациент не получает помощь вовремя, возрастает риск необратимых изменений мозга и смерти.

Сбер же предлагает сразу после КТ отправлять снимок в систему, где его за пару минут проанализирует нейросеть. После заключения искусственного интеллекта в системе появятся подсказки — где нейросеть «увидела» проблему и на что врачу стоит обратить внимание.

Система дает шанс на быстрое лечение не только для пациентов, ведь анализы будут готовы уже через 10 минут. Кроме того, она существенно помогает врачам, которые к концу рабочего дня могут попросту устать и не заметить мелкие детали на снимках. Более того, она значительно сокращает время на обработку одного снимка. Например, разметка десятичасовой записи с помощью модели занимает до 5 минут, в то время как при ручной разметке специалист затрачивает на обработку такой записи порядка трех часов.

В Свердловской области часть из этих технологий уже введена. КТ легких с применением искусственного интеллекта проводится в противотуберкулезном диспансере, екатеринбургских больницах № 24 и 14, а также в городской больнице Асбеста.

Робот позвонит, чтобы спросить: «Как вы?»

Фото: © 66.RU


Что такое телемедицина — все знают. Сервисов, которые предоставляют возможность пообщаться с врачом не выходя из дома, на рынке много. Сбер тоже имеет свой собственный сервис телемедицины, который работает с 2017 года — он называется СберЗдоровье. И именно на его базе компания создала два новых решения, которые существенно облегчат жизнь врачей.

Первое появилось в разгар пандемии. Компания предложила врачам не самим обзванивать пациентов с COVID-19, а предоставить это дело роботу, который ежедневно звонил зараженным и узнавал об их самочувствии: какая температура, есть ли кашель, одышка и т. д. Если в ответах пациента робота что-то не устраивало — например, вчера и позавчера у человека температуры не было, а сегодня она 37, — он помечал в системе этого пациента специальным флажком и формировал из пациентов с отклонениями показателей здоровья список для проведения консультации с врачом. Как вы знаете, в Екатеринбурге такого не было, а вот в тех регионах, которым повезло, нагрузка врачей и медсестер была ниже.

Второе решение Сбер разработал на базе первого. По сути, они очень похожи, но если первое было направлено на работу в экстренной ситуации, то второе трансформировано под мирное время. Речь идет о мониторинге пациентов с хроническими заболеваниями.

Голосовой робот собирает информацию о состоянии здоровья пациентов с артериальной гипертензией, сахарным диабетом и другими неизлечимыми заболеваниями. При выявлении отклонений от референсных значений робот сообщает об этом врачу, который уже сам связывается с пациентом для корректировки лечения. Согласно результатам пилотного внедрения дистанционного мониторинга больных артериальной гипертензией, снижение смертности от инфаркта миокарда и инсульта составляет 30%. Если говорить о врачах, то такое решение дает сокращение вызовов скорой помощи и нагрузки на стационары.