Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Детские онкологи Екатеринбурга заявили о дефиците и низком качестве жизненно важных препаратов

8 февраля 2021, 11:35
Детские онкологи Екатеринбурга заявили о дефиците и низком качестве жизненно важных препаратов
Фото: архив 66.RU
11 экстренных извещений о нежелательных реакциях на лекарственные препараты подал в Росздравнадзор Центр детской онкологии и гематологии ОДКБ за последний год. Это значит, что пациенты могли получить серьезные осложнения.

Несколько лекарственных серий Росздравнадзор забраковал и изъял из обращения, сообщил 66.RU главный детский специалист-онколог областного Минздрава Олег Аракаев. В таких случаях важно сразу заменить препарат, чтобы не допустить перерыва в химиотерапии, но из-за нехватки медикаментов в стране это не всегда удается. «Дефицит лекарств связан с нарушением логистических схем и с тем, что предприятие «Верофарм» — основной поставщик отечественных препаратов для лечения злокачественных опухолей — перепрофилирует производство, — пояснил Аракаев. — К счастью, у нас были резервы, а в соседних областях не было — там возникли сложности».

По словам врачей, правительство РФ решает проблему в ручном режиме. Когда регионы сообщают, что лекарства не стало, его закупают за границей. «Была ситуация — по всей стране исчез «Цитарабин» в дозировке 100 мг — базовый препарат, который нельзя ничем заменить или исключить из программного лечения лейкозов, — говорит зам. главврача ОДКБ Лариса Фечина. — Поставки быстро организовали. Но нас волнует еще и вопрос качества. Не каждое лекарство можно ввести ребенку в спинномозговой канал — фактически в центральную нервную систему. Мы должны быть уверены, что у пациента не будет токсических реакций».

На рынке не осталось даже «Цитарабина» белорусского производства, к которому у врачей претензий нет — возможно, завод остался без индийского или китайского сырья, когда в пандемию закрыли границы. Фечина считает, что пришло время восстановить в России полный цикл изготовления лекарств.

Год назад премьер Михаил Мишустин поручил Росздравнадзору проанализировать информацию из больниц о побочных эффектах онкологических препаратов за 2019–2020 годы. Поводом стало обращение в правительство 142 детских онкологов и гематологов, недовольных дженериками российского производства. О низком качестве лекарств для противоопухолевой терапии заявили специалисты Национального медицинского исследовательского центра онкологии (НМИЦ) им. Н.Н. Блохина. Письма с примерами побочных эффектов онкоцентр направил в российский минздрав.

По словам Фечиной, осложнения возникают и при лечении иностранными лекарствами. Среди 11 рекламаций за 2020 год они тоже есть, но производители из Европы готовы работать над ошибками. Был случай, когда у пациентов центра появились токсические реакции на австрийский препарат «Метотрексат». Фечина написала об этом руководству компании. В ответ австрийцы заверили, что предприятие модернизировало технологическую линию.

«В российской сфере контроля качества препаратов по-прежнему ничего не меняется, — говорит административный директор благотворительного фонда AdVita Елена Грачева. — Фармпредприятиям, не выполняющим стандарты GMP, никто не препятствует. В приоритете — поддержка отечественного производителя за счет отечественного больного».

По словам Аракаева, помимо текущего дефицита, малодоступными из-за дороговизны остаются таргетные препараты, останавливающие рост раковых клеток. Часть из них уже включили в программу госгарантий, но врачи хотят большего.

Их переговоры с Минздравом РФ продолжаются.