С журналистами «Медиазоны» связался анонимный пользователь ИЦК и представил доказательства доступа к системе. Он отправил редакции архив с файлами, скачанными из ИЦК, согласно которым, с 31 марта и до 22 ноября включительно в России на койках, выделенных для коронавирусных больных, умерли 74 866 пациентов. Как передает «Медиазона», власти использовали эти цифры для оценки ситуации в каждом регионе, а президент Владимир Путин поручал своим полпредам следить за этой базой и отчитываться ему еженедельно. Однако эти цифры нигде не публиковались, а согласно доступной статистике Роспотребнадзора, за этот же период от коронавируса умерло 36 516 человек.
Издание приводит информацию Росстата, который на момент выхода текста опубликовал данные о жертвах COVID-19 с апреля по сентябрь — 55,6 тысячи человек; за тот же период — апрель–сентябрь — в ИЦК содержатся данные о смертях 41,3 тысячи человек.
Из данных ИЦК получается, что региональные и федеральные власти располагают оперативными данными по числу погибших в коронавирусных больницах, но публичные данные занижаются в разы.
Из первого графика, который отслеживает ситуацию в целом по стране, видно, что данные Роспотребнадзора всегда были ниже примерно в два раза. Пик смертности, по данным, доступным «Медиазоне», пришелся на 17 ноября — в больницах умерли 932 человека, при том что в публичном отчете было 456.
Журналисты разделили все российские регионы на четыре группы — в зависимости от того, как связаны или не связаны данные ИЦК со статистикой, которую публикует оперативный штаб.
Свердловская область попала в группу, где эти данные никак не связаны: журналисты не нашли в них ни связи, ни закономерности. Согласно сведениям, к которым они получили доступ, публичная статистика смертности от коронавируса в Свердловской области занижена больше чем в три раза.
Свердловская область оказалась в одной группе с Чеченской Республикой, где власти в несколько раз занижали публикуемые данные и с июля практически перестали вносить в ИЦК данные о смертях на коронавирусных койках.
Мы обратились за комментарием к оперативному штабу по коронавирусу в Свердловской области, вот что нам ответили:
«В статистику, публикуемую оперативным штабом, попадают случаи летальных исходов, при которых именно COVID-19 признан основной причиной смерти после тщательной патологоанатомической экспертизы. Проведение такой экспертизы может занимать до одного месяца. Оперштаб не ведет статистику летальных исходов пациентов с коронавирусом, если причиной смерти стало иное заболевание».
В оперштабе отметили, что также не публикуют данные до получения финального заключения патологоанатомов, поскольку в случаях с сопутствующими заболеваниями у пациентов есть риск неверной трактовки причины смерти без оценки специалистов.
Полностью прочитать расследование «Медиазоны» и «СМИ» можно здесь.