Горожанин Евгений Смирнов почувствовал недомогание, когда возвращался домой на машине. У него потемнело в глазах, в это время он был за рулем. Евгений сумел доехать до дома и вызвать скорую. На часах было 14:15. «Бабушка-соседка спросила, что со мной. Я сказал, что плохо с сердцем. У нее был с собой нитроглицерин, она мне брызнула под язык, через 10 секунд чуть не лопнула голова, зато стало легче», — рассказал он «Типичному Екатеринбургу».
В 17:11 Евгений набрал телефон скорой второй раз. «Ждите. Как только, так сразу», — ответили ему. Еще через час мужчине стало лучше и он решил самостоятельно ехать в больницу. В общей сложности Евгений ждал скорую 3,5 часа.
Случай с Евгением пришелся на конец мая. В начале лета еще одна горожанка заявила о долгом ожидании скорой. По словам Елены Мурзиной (редакция изменила имя собеседницы по ее желанию), срочная помощь понадобилась ее пожилой родственнице.
У женщины поднялась температура и появилась головная боль. Родственники стали звонить в скорую и связались с диспетчерской «с миллиардной попытки». Вызов приняли, но бригада приехала почти через восемь часов. Елена не скрывает, что помощь бабушке вызывали сразу несколько человек, и непонятно, на какой из звонков отреагировала служба. По словам собеседницы, промедление объяснили нехваткой машин.
Еще дольше, почти сутки, ждал помощи журналист Алексей Новоселов, у которого поднялась температура в минувшие выходные. Он рассказал о случае в социальных сетях.
Алексею оказали помощь, проверили на пневмонию и после того, как она не подтвердилась, отправили лечиться домой. Он находится под наблюдением врача из поликлиники.
Все вызовы, которые обрабатывают дежурные, делятся на две категории — экстренные, когда пациент находится под угрозой смерти, и неотложные, когда нужна помощь, но жизни пациента ничего не угрожает. Поэтому в первую очередь сотрудники скорой помощи приезжают к пациентам в более тяжелом состоянии, объяснили 66.RU в оперативном штабе. При этом время доезда бригады по экстренному вызову строго регламентировано и должно быть не больше 20 минут.
Таким образом, в скорой формируется своеобразный лист ожидания. Вверху очереди — экстренные и те неотложные вызовы, что поступили в течение дня. Внизу — свежие звонки. Если из-за высокой нагрузки скорая не успевает выехать по неотложному вызову, «за пациентом устанавливается контроль старшего врача смены», говорят в оперштабе.
Вместе с тем ситуация в Екатеринбурге усложнилась. Вот цифры, которые показывают это наглядно: в июне 2020 года среднее количество обращений в службу СМП за сутки выросло на 31,6% по сравнению с началом мая. Если месяц назад бригады городской скорой выполняли по 1080 вызовов ежедневно, то теперь медики отрабатывают больше 1200 заявок.
По данным губернатора, вызовов даже больше. «Каждый день скорая помощь в Екатеринбурге выезжает на 1380–1420 вызовов. Из них более 400 — к пациентам с COVID-19. Всего на станции скорой медпомощи развернуто 118 бригад, из них 22 — переведены на работу с коронавирусом. Дополнительно в пандемию было организовано еще 7 ковидных бригад», — уточнил губернатор Евгений Куйвашев в Instagram.
По подсчетам оперштаба, на выполнение одного вызова бригада тратит в среднем 92 минуты. Это больше, чем в доэпидемический период. «Скорой помощи, конечно, непросто сейчас оказывать медицинскую помощь. Но медики справляются».
Сотрудник одной из спецбригад, которые перепрофилированы на работу с больными COVID, рассказал 66.RU, что количество вызовов увеличилось незначительно. «Мы работаем, как работали. Дают вызов — поехали. Работы стало не меньше, но и не намного больше», — сказал собеседник.
Чтобы исправить ситуацию, скорую помощь усилили бригадами медицины катастроф. Свердловская область продолжает закупать машины скорой. В конце мая регион потратил деньги на 12 машин. Еще 30 купили благотворители в начале июня, но не хватает медиков для работы на них, пишет губернатор.
По закону право на обращение в скорую имеет любой гражданин. Но с высокой температурой без серьезной одышки и других симптомов COVID-19 рекомендуют обращаться в поликлинику по месту жительства, чтобы оттуда на дом пришел участковый терапевт.
Кроме того, 29 мая минздрав региона выпустил приказ № 959, согласно которому взрослых пациентов с бессимптомным и легким течением коронавируса можно лечить «в условиях стационара на дому».