Журналисты «Медиазоны» поименно подтвердили список погибших от коронавируса российских медиков. За основу взяли «Список памяти», куда врачи вносят имена и места работы умерших коллег.
Всего, по подсчетам «Медиазоны», за время пандемии скончались не менее 186 медработников. Больше всего смертей среди людей этой профессии подтвердили в четырех регионах — Москве, Московской области (16), Санкт-Петербурге (14) и Дагестане (40).
Чаще всего от коронавируса погибают медсестры; в целом на младший и средний медицинский персонал приходится около половины смертей.
По официальным данным на 19 мая, всего в России от коронавируса скончались 2837 человек — это самый низкий показатель показатель среди стран из первой десятки по числу выявленных случаев. Получается, что в среднем каждый 15-й умерший от Covid-19 в нашей стране — медик (доля в общем количестве смертей — более 6,5%).
Если сравнить этот показатель с данными шести других стран, где масштаб эпидемии сравним с российским, то получается, что смертность среди медиков в России в 16 раз выше. К примеру, приблизительно такое же количество жертв медработников зарегистрировано в Великобритании — не менее 180. В то же время общее число жертв в этой стране — около 43 тыс. человек. Таким образом, доля умерших медиков составляет 0,5% — это в 13 раз меньше, чем в России. В Италии доля погибших сотрудников больниц составляет 0,65% от 30 тыс. жертв, в Испании — 0,27%. При этом Италия и Испания — страны с наибольшей долей заразившихся COVID-19 медиков в мире. В США к 15 мая погибли 389 врачей и медицинских работников — это 0,48% от 81 тыс. всех жертв.
«Медиазона» делает два предположения, почему в России такая высокая доля погибших медиков. Во-первых, это может быть связано с тем, что статистика общей смертности в стране сильно занижена. «Медики — относительно небольшая группа, где есть возможность учесть каждую жертву пандемии, пересчитать и перепроверить все случаи. Поэтому их доля относительно общих данных по смертности получается непропорционально большой», — предполагают авторы исследования.
Во-вторых, в России очень высокий профессиональный риск из-за нехватки средств индивидуальной защиты (перчаток, костюмов, респираторов) и не лучшим образом организованной работы. «Обычная бригада скорой помощи, отправляясь на обычный вызов, или участковые терапевты, ведущие обычный прием, — нет презумпции того, что они работают с ковидными. Соответственно, средств индивидуальной защиты серьезных им не выдают. Отчасти это связано с нехваткой», — заявил изданию сопредседатель профсоюза медицинских работников «Действие» Андрей Коновал.
Минздрав и Роспотребнадзор не публиковали данные о заражении и смертности медработников по России. В ведомствах не ответили на запросы журналистов.
Отметим, в «Списке памяти», на котором основано исследование, присутствует врач-физиотерапевт Свердловского областного госпиталя ветеранов войн Манаков Анатолий Иванович. В региональном оперативном штабе в ответ на просьбу 66.RU подтвердить или опровергнуть смерть Манакова от коронавируса, выразили соболезнования его родным, близким и коллегам. «Однако никакой дополнительной информацией оперштаб не располагает, поскольку в этой ситуации нет причинно-следственной связи с текущей эпидемиологической обстановкой», — подчеркнули в штабе.