Как уродуют клиентов
Одна из самых популярных процедур — введение филлеров в губы для их увеличения. Для 31-летней Альбины (здесь и далее имена пациентов изменены) это чуть не закончилось смертью. Она проводила процедуру на дому (фото 1), но уже через несколько часов появился отек, потом случился приступ удушья и девушка попала в больницу с диагнозом отек Квинке. А у 35-летней Светланы после увеличения губ и коррекции носогубных складок в домашних условиях появились комки в зонах коррекции, изменился цвет кожи, начались боли (фото 3).
Другой случай — 27-летняя Ксения на отдыхе в Сочи решила избавиться от морщин на лице, введя филлеры и мезонити (их используют для подтяжки лица). На следующий день после инъекции у нее образовался отек и изменился цвет кожи над бровью. Косметолог посчитала, что это гематома, и предложила пациентке наносить троксевазин. Через три дня самолечения состояние ухудшилось, а отек нарастал. Девушка уже не могла открыть глаз, а на лбу появилось воспаление (фото 2).
И это одни из немногих случаев, с которыми столкнулись женщины, пришедшие на процедуры к нелицензионным мастерам. Предприниматель, основательница сети клиник «Линлайн» Юлия Франгулова рассказала 66.RU, что им не раз приходилось избавлять женщин от осложнений после некачественно оказанных услуг.
По ее словам, наиболее распространенные причины осложнений, с которыми приходят пациентки, — использование незарегистрированных препаратов непонятного происхождения и техника введения. Сегодня очень популярны филлеры, например, содержащие гидроксиапатит кальция, так как он обеспечивает долгосрочный эффект. Но они полностью не рассасываются. При возникновении осложнений приходится удалять препарат хирургическим путем. После вмешательства остаются рубцы, которые тоже требуют коррекции.
Как утверждает Юлия Франгулова, самое страшное, что предприимчивые «мастера на дому» на Северном Кавказе нашли альтернативу дорогим филлерам — использовать вазелин для увеличения ягодиц, груди и других частей тела. Поскольку «препарат» вводился очень глубоко, пациенты получили жуткие осложнения: воспалительные процессы, интоксикацию организма. Во многих случаях единственным способом решения проблемы было хирургическое вмешательство.
Но множество женщин продолжают пользоваться услугами на дому, несмотря на риски.
Юлия Франгулова, основательница сети клиник:
— Многие понимают: платой за экономию будет отсутствие договора, информированного согласия, чеков, но идут на риски — ведь «подруге Маше все сделали хорошо». Другие просто не задумываются о возможных последствиях. В 2018-2019 году к нам стало обращаться в 2-3 раза больше первичных пациентов с осложнениями после надомных инъекций.
Конечно, от неудачно выполненной услуги никто из клиентов не застрахован, даже если речь идет о работе клиники или салона красоты. Но когда вы идете к мастеру без лицензии, риск возрастает в разы. Речь не только о ботоксе, но и о массаже, маникюре, педикюре, наращивании ресниц, парикмахерских услугах и т. д.
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Почему нельзя экономить на красоте
В Екатеринбурге можно увеличить губы на 1 мм за 14 тысяч в одном из медицинских центров, а можно сделать то же самое за 5,5 тысяч у девушки, которая пишет на своей страничке в соцсети, что имеет высшее медицинское образование и опыт работы, сопроводив все это красивыми картинками.
Директор МБУ «Центр правозащиты» Янина Голубева в беседе с корреспондентом 66.RU отметила, что сейчас люди слишком доверяют интернету. Им достаточно размещения имени и фамилии мастера, хотя, по сути, там могут написать что угодно.
Янина Голубева, директор МБУ «Центр правозащиты»:
— Настоящие ли фотографии работ выложены, реальное ли имя, арендованное жилье или свое? Завтра «мастер Анна» пропадет из соцсетей, а человек останется без волос на голове или с инфекцией. А когда мы говорим об инвазивной косметологии (туда входит ботокс, — прим. ред.) — это вообще неоправданный риск, который может закончиться инвалидностью.
Не всегда мастера без лицензий принимают на дому. Бывает, что человек оказывает услугу в съемном помещении, ходит в белом халате, внушая клиентам доверие, но как предприниматель не зарегистрирован. Более того, есть салоны красоты, которые оказывают в том числе медицинские услуги, хотя на это разрешения не имеют. Еще бывают случаи, когда люди используют чужую лицензию либо наименования уже ликвидированного юрлица.
Ботокс можно делать только в зарегистрированных клиниках. Признаки того, что ты попал в легальную медицинскую организацию:
- это стационарное помещение, а не квартира;
- лицензия на осуществление медицинской деятельности с перечнем медицинских услуг висит на стенде либо стоит на столе в клинике. В документе прописано, кто выдал и на какой срок;
- у заведения есть сайт, где также размещена информации о лицензии и медицинских работниках, которые оказывают услуги (их образовании и квалификации).;
- на клиентов заводят медицинскую карточку, где описывают состояние клиента, его историю болезни, все назначения, вмешательства, последствия, жалобы и т. д.
Контроль за легальным бизнесом
К тем, кто оказывают медицинские услуги легально, государство предъявляет много требований. Так, например, клиники обязаны:
- использовать проверенные и качественные лекарственные препараты;
- соблюдать условия их хранения;
- иметь лицензию на оказание каждой медицинской услуги;
- соблюдать санитарные нормы;
- информировать пациента об уровне образования и квалификации специалиста, который будет проводить те или иные процедуры;
- подписывать с клиентом информационное добровольное согласие на медицинское вмешательство, в котором ему сообщают о самой процедуре, о последствиях вмешательства, обязательно — об ограничениях, которые клиент обязан соблюдать для сохранения здоровья.
Что касается салонов красоты, то для них требования не такие жесткие. Например, им не нужна лицензия на оказание медпомощи и подписание с клиентами информированного согласия. Но и там клиенты вправе требовать, чтобы им предъявили документы, свидетельствующие о легальной работе салона красоты. Также эти заведения обязаны работать в соответствии с санитарными нормами.
Например, если говорить о парикмахерских, то там дезинфицируют все инструменты, воздух, мебель, проводят влажную уборку два раза в день и определенным образом собирают остриженные волосы. Нормы регулируют даже расстояние между креслами, чтобы можно было промывать все участки салона. Работники обязаны иметь соответствующее образование и медицинскую книжку. За всем этим следят надзорные органы.
Изуродовали или заразили. Куда обращаться?
При ошибке специалиста в лицензированном заведении клиент может добиться возмещения ущерба, даже если речь идет о незначительных нарушениях его прав. На стороне потребителя — Роспотребнадзор, Росздравнадзор, надзорные органы, регуляторы рынка. Пострадавший клиент может обратиться в одно из этих ведомств. Но, вероятнее всего, клиника или салон красоты постараются до жалобы решить проблему с клиентом, так как заинтересованы в этом.
А вот если ущерб нанес мастер без лицензии, то доказать его вину будет практически невозможно. Роспотребнадзор и Росздравнадзор не рассматривают случаи с нелегальным бизнесом. Можно обратиться в полицию, но в заявлении необходимо будет предоставить максимум информации о мастере, которой клиент, скорее всего, не владеет. Очень часто нелегальные предприниматели просто исчезают после первой же претензии клиента, и найти их потом крайне сложно.
Янина Голубева рассказала, что однажды в МБУ «Центр правозащиты» за помощью обратилась девушка, которая после окрашивания волос у парикмахера на дому осталась практически без единого волоса. Чаще всего помочь таким клиентам, которых обманули нелегально работающие мастера, не удается. Максимум, что в МБУ могут сделать, — подсказать, как грамотно составить заявление в полицию, но обычно это ни к чему не приводит.
По мнению Янины Голубевой, сферу косметологии нужно приводить в порядок, чтобы сократить количество нелегальных специалистов. В частности, она считает, что государство должно создавать более благоприятные условия для предпринимателей, чтобы им было выгоднее работать открыто.