Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Прием через интернет и разговор с ботом. Как эволюционирует медицина через 10 лет

25 июля 2019, 13:42
Прием через интернет и разговор с ботом. Как эволюционирует медицина через 10 лет
Фото: архив 66.ru
Сегодня дистанционная медицина позволяет пациентам обращаться к врачам только за консультациями. Но вскоре, как прогнозируют во власти, через интернет можно будет выписывать больничный и ставить диагноз.

Темп жизни мегаполиса не позволяет горожанам уделять достаточно времени здоровью. Квест, в который входит запись к врачу, ожидание в очереди и сдача анализов, до конца проходят не все. Телемедицина, долгожданный закон о которой приняли в России, это изменит.

О том, как через 10 лет поменяется поведение человека, который захочет проверить здоровье, мы поговорили с представителями IT- и телеком-компаний.

Зачем нужна телемедицина

Запрос на сервисы, которые упростят процедуру визита к доктору, в обществе назрел давно. Разработчики вызов приняли: своеобразной демоверсией медицины будущего стала электронная запись на прием. Это спасло от толкучки в регистратуре, но не решило другую проблему — загруженность врачей. Пока что медикам приходится по нескольку раз отвечать на одни и те же вопросы, чтобы снять тревожность пациентов. Из-за этого они не укладываются в нормативы по времени, а в коридорах образуются очереди.

Телемедицина поможет перенести формальные этапы общения из офлайна в онлайн, а иногда — делегировать дежурные диалоги роботам.

Кто тормозит телемедицину

Спектр услуг в телемедицине ограничивает законодательство: врачам разрешается помогать пациенту путем консультаций, консилиумов, дистанционного мониторинга. А вот ставить диагноз или выписывать больничный через интернет нельзя. Но однажды это изменится.

Руслан Ибрагимов, руководитель проектного офиса АНО «Цифровая экономика»:

Прием через интернет и разговор с ботом. Как эволюционирует медицина через 10 лет

— Правовая база есть, но, на наш взгляд, недостаточная. Выписывать электронные больничные без очного приема — не столько вопрос телемедицины, это вопрос цифровизации экономики в целом. Когда мы дождемся принятия закона, который регулирует вопросы дистанционной идентификации личности, можно будет это делать.

По закону, если пациент первый раз обратился к врачу в формате консультаций, ему определяют профильного врача и назначают время очной встречи. Когда доктор диагностирует заболевание и назначит лечение, можно обращаться к нему с дополнительными вопросами, в том числе через интернет.

Кто развивает телемедицину

Крупные IT- и телеком-компании считают, что телемедицина будет внедряться так же быстро, как внедрялась программа ДМС, и думают, как заработать на новом рынке. «Яндекс» развивает сервис «Яндекс.Здоровье», а «Ростелеком» — платформу «Электронный доктор», МТС — SmartMed.

Оптимизм разработчиков не лишен оснований. Прошло девять месяцев после вступления в силу закона о телемедицине, а объем таких услуг по стране составил 81 тыс. обращений. В денежном выражении рынок оценивается в 19 млн рублей.

Количество обращений в сервис SmartMed, который запустила компания МТС совместно с сетью клиник «Медси», ежемесячно прирастает на 30–40%. В планах у партнеров — увеличить офлайновое присутствие в регионах. Пока МТС работает с больницами Москвы, Московской области и Петербурга, но уже договаривается о подключении клиник в других крупных городах страны.

Почему телемедицина спасет села

Важную роль в цифровой медицине станет играть разветвленная сеть клиник. Медицина будет уходить в онлайн хотя бы потому, что у высококвалифицированных врачей смогут наблюдаться жители российской глубинки, которым раньше для этого приходилось выезжать в соседние населенные пункты или областной центр. Чаще за дистанционными медицинскими консультациями доктора обращаются в Сибирском и Уральском федеральных округах, подсчитали в МТС.

Сервис дает доступ к онлайн-консультациям врачей по 19 специальностям. Помимо терапевтов и педиатров, в перечень SmartMed входят пульмонологи, маммологи, хирурги. Основная часть услуг приходится на расшифровку описаний и интерпретацию данных ЭКГ (80,4%) и рентген-исследований (16%).

Как эволюционирует телемедицина

К общению с пациентами операторы постепенно подключают искусственный интеллект, появляются симптом-чекеры — чаты с ботами, которые собирают первичную информацию. В чат можно отправить результаты анализов, заключения врачей или описать симптомы. Система анализирует сведения и выдает гипотезы насчет диагноза, а на очном приеме врачу не требуется тратить время на выяснение анамнеза.

Аркадий Сандлер, руководитель направления «Искусственный интеллект» в МТС:

Прием через интернет и разговор с ботом. Как эволюционирует медицина через 10 лет

— С симптом-чекером можно разговаривать как с доктором. Обращаясь к этой системе, вы пишете текст любой длины, а потом получаете уточняющие вопросы. В некоторых случаях симптом-чекер сигнализирует, что вам нужно срочно вызвать скорую помощь.

Еще IT-компании совершенствуют компьютерное зрение. Работа с изображениями — ЭКГ, снимки — составляет значительный массив медданных. И тут открывается простор для нейросетей, которые могли бы распознавать результаты анализов, читать истории болезни, выписывать рецепты, учитывая все противопоказания больного.

Футурологи утверждают, что ИИ способен принимать во внимание нюансы, которые может упустить даже опытный специалист из-за человеческого фактора. На их стороне статистика: доктор ставит корректный диагноз в 72% случаях, а система в перспективе будет определять точнее.