Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Противники прививок убивают своих детей. Пять важных аргументов за вакцинацию

7 ноября 2018, 19:40
Противники прививок убивают своих детей. Пять важных аргументов за вакцинацию
Фото: архив 66.ru
Вакцинопрофилактика вызывает жаркие споры. Однако пользы от прививок больше, чем зла. Доводы врачей, ВОЗ и официальной статистики — в материале 66.RU.

В Минздраве обсуждают введение ответственности за пропаганду отказа от прививок: за последние 10 лет количество отказов от вакцинации увеличилось в разы.

1. Осложнения от прививки случаются реже, чем осложнения от болезней, которых можно избежать

Основной аргумент — прививки приводят к страшным последствиям, от инвалидности до смерти. Однако негативные последствия вакцинации редки и каждый случай тщательно проверяется. По данным Роспотребнадзора, в 2015 году в России осложнения зафиксированы в одном случае на 550 тысяч прививок. Сейчас показатель на том же уровне.

Осложнения и смертельные исходы от болезней, включенных в национальный календарь вакцинации, у непривитых людей случаются гораздо чаще — соотношение 1 к 1000. В 90% случаев страдают дети.

2. Отказ от прививок приводил к вспышкам заболеваний по всему миру

Последние пару лет Всемирная организация здравоохранения бьет тревогу по поводу кори: вспышки этого заболевания зафиксированы по всей Европе. К примеру, в Румынии только в 2018 году от кори умерли 55 человек.

В ВОЗ утверждают, что подобные вспышки фиксировались везде, где охват населения вакцинами снижался. Например, в середине 1970-х годов в Японии отказались от АКДС. В итоге резко возросло число случаев коклюша, были зафиксированы несколько смертей от этого заболевания и вызванных им осложнений.

В 2010 году в Таджикистане свернули программу вакцинации от полиомиелита, поскольку посчитали, что заболевание удалось полностью победить. Однако кто-то занес инфекцию из другой страны, и болезнь быстро распространилась среди маленьких детей: подтвердили по меньшей мере 700 случаев заражения.

В 2012-2013 гг. аналогичная ситуация сложилась в Пакистане. В 2011 году Пакистан лидировал по уровню заболеваемости полиомиелитом — там было зарегистрировано 173 случая, в 2012 году, по данным Global Polio Eradication Initiative, их число снизилось до 56. Однако в июне 2012 года радикальные исламисты движения Талибан запретили прививать детей в подконтрольных им северо-западных провинциях Пакистана, заявив, что кампания является лишь прикрытием для операций западных спецслужб, которые стремятся стерилизовать население страны. В итоге в 2013 году число заболеваний снова возросло.

3. Без вакцинации опасные болезни в России будут развиваться слишком быстро

Летальный случай из-за отказа от прививки совсем недавно произошел в Екатеринбурге: в городской больнице № 40 от туберкулеза умерла годовалая девочка. Прививки у нее не было — родители отказались ставить БЦЖ в роддоме.

Россия, по данным ВОЗ, находится на 22-м месте в мире по распространенности этого заболевания среди населения. Именно поэтому БЦЖ — единственную на сегодня вакцину для предотвращения развития активного туберкулеза — в России ставят младенцам через несколько дней после рождения. В странах, где уровень заболеваемости не так высок, прививают детей гораздо позже, например, в Нидерландах БЦЖ ставят детям 7 лет, а в США, Канаде, Германии и еще ряде стран вакцину вводят только пациентам группы риска.

Последние 7–10 лет в стране наблюдается устойчивый рост этого заболевания, врачи даже заговорили об эпидемии туберкулеза. Одновременно отмечается снижение количества привитых.

Такая же ситуация и с корью. В Свердловской области в течение нескольких лет до 2016 года не регистрировали ни одного случая заболевания, и люди стали массово отказываться от прививок. В итоге — вспышка. В 2016 году корью заболели 76 человек. В августе этого года корь обнаружили у годовалого малыша — ребенку не поставили прививку вовремя, потому что семья в это время была на отдыхе.

Коклюш — еще одно заболевание, которое надолго вышло из врачебной практики. Так надолго, что многие медики своевременно не могут поставить диагноз, принимая коклюш за ОРВИ.

Прививаться от коклюша многие считают необязательным, поскольку заболевание на первый взгляд выглядит несерьезным — всего-то кашель. Зачастую в поликлиниках даже предлагают вакцинироваться не привычной АКСД (вакцина сразу против трех заболеваний — дифтерия, коклюш, столбняк), а облегченной вакциной без коклюшной составляющей. Результатом стала вспышка коклюша. По данным Роспотребнадзора, за девять месяцев 2018 года заболеваемость коклюшем в Екатеринбурге выросла в 3,4 раза.

4. В других странах мира за отказ от прививок наказывают

Антипрививочники есть во всех странах мира. После вспышек заболеваний, о которых, казалось бы, медики уже забыли, власти некоторых стран ввели специальные меры — от повышения стоимости медицинской страховки до ограничения свободы и штрафа. Так, во Франции отказ вакцинироваться от дифтерии, полиомиелита и столбняка приведет к штрафу в несколько тысяч евро. Хотя есть выбор — шесть месяцев в тюрьме. В большинстве штатов США ребенок без прививок не сможет получить образование, а медстраховка для таких людей стоит в разы выше, чем для привитых. В Австралии родителям, отказывающимся вакцинировать детей, не выдают детское пособие. В Италии не так давно ввели нормы, по которым отказ от прививок может выдать только медицинское учреждение — добровольный отказ запрещен.

5. «Ребенок чудом не погиб, а нужно было всего лишь привиться»

Один из случаев коклюша описан медиками в Дискуссионном Клубе Русского Медицинского Сервера. Теме вакцинации там посвящена отдельная — очень большая — ветка.

Сергей, педиатр из Иваново, описал случай из своей практики:

— Как-то в январе к нам поступил ребенок полутора лет с тяжелейшей коклюшной пневмонией. Это был третий ребенок у матери и первый — кто не получил ни одной прививки. У старшего сына были судороги через несколько дней после АКДС, мама расценила это как осложнение и отказалась от вакцин для младшего ребенка. Ребенок заболел в середине декабря. Сильно кашлял, но клиническая картина не выходила за пределы обычного бронхита.

После Рождества ребенку резко стало хуже. Объективно: одышка нарастает, частота дыхания 40–50 в покое, цианоз. Клинически — типичные тяжелейшие приступы коклюшного кашля, с белой стекловидной мокротой в конце приступа, со рвотой после каждого приступа, кровоизлияниями в склеру глаз, апноэ по 7–12 секунд после окончания приступа. Настолько тяжелого течения коклюша я еще не видел. Ровно в час ночи у ребенка встало дыхание. Стандартное апноэ после приступа перешло в полную остановку дыхательного центра.

Бригада ПИТа среагировала сразу, я был рядом, мы начали сердечно-легочную реанимацию, и под ней ввели трубку. Ребенок был на волоске от смерти в течение нескольких часов, когда его дышали мешком Амбу, засовывая второпях интубационную трубку, налаживая старый непослушный аппарат ИВЛ, угнетая медикаментозно сильнейшие судорожные приступы коклюшного кашля. Ребенок упорно кашлял в ИВЛ, развивая опасное давление воздуха в системе, ИВЛ орал «тревогу» и сбивал режим вентиляции. Все приходилось начинать заново.

Всю ночь мы не спали, сперва боролись за ребенка, а потом сидели рядом, боясь оставить его одного. Несколько дней ребенок провел в нашем ПИТе, потом был переведен в центральный ПИТ ОДКБ. В общей сложности он провел под медикаментозным угнетением дыхания и сознания, под ИВЛ почти две недели. За это время ему лили 5 разных сильнейших антибиотиков и еще много других препаратов. Он выжил. Вернулся к нам в отделение, долго выхаживался. Выписался в конце февраля, кажется.

…Думаете, мама благодарила реаниматологов за спасение дочери? Нет. Думаете, осознала свою вину и решила прививать ребенка впредь? Тоже нет.

«Пройдет ли для этого малыша бесследно полная остановка дыхания, малоэффективное дыхание через мешок Амбу и связанная с этим гипоксия мозга? Пройдет ли бесследно пневмония (которая в течение нескольких дней переросла в двустороннюю абсцедирующую)? Жесткая медикаментозная терапия в ПИТе? Конечно же, нет. Может, это проявится в будущем снижением интеллекта, может, чем-то более тяжелым. Но прежним, здоровеньким, — ребенок уже не будет. Ребенок чудом не погиб. А ведь нужно было — только привить. Бесплатно», — заканчивает свой рассказ педиатр.

Самое страшное в отказе от прививок, уверены врачи, то, что под удар попадают другие дети — один непривитый ребенок может вызвать вспышку заболевания в нескольких детских организациях.