Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Минздрав круто изменил правила работы аптек. Теперь вам придется платить, страдать в очередях или умереть

27 ноября 2017, 15:56
Колонка
Минздрав круто изменил правила работы аптек. Теперь вам придется платить, страдать в очередях или умереть
Фото: пресс-служба администрации Екатеринбурга
Новые правила продажи лекарств сделают вашу болезнь еще тяжелее и позволят частным клиникам озолотиться. Авторская колонка доктора Дмитрия Сухарева о последствиях заботы государства о больных.

— Ранним утром 22 сентября 2017 года без объявления войны Минздрав РФ вероломно напал на население собственной страны. В этот день начал работать приказ № 403н «Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения». С этого момента все лекарственные препараты с надписью на коробке «отпускаются по рецепту» стали продаваться ТОЛЬКО по врачебному рецепту.

Вроде бы, так и должно быть. И у нас с вами как у людей адекватных наверняка возник вопрос: «А что, собственно, не нравится?» Если на препарате написано, что он должен продаваться по рецепту врача, значит для этого есть очень серьезные причины. Не просто так же это придумано, умные же люди создают такие правила…

Кто ездил по трассе М5 из Челябинска в Уфу, наверняка видел интересные места на этой дороге, где стоят знаки «Обгон разрешён», а через 100 метров — знаки «Обгон запрещён». Если ты едешь на болиде «Формулы 1», то, возможно, успеешь обогнать впереди идущий транспорт за эти несколько десятков метров, но практика показала, что в обычной жизни — нет. И мне всегда было интересно, о чём думали те самые «умные» люди, ставящие эти знаки? Так же и с этим законом. Сам по себе он правильный, но дело в нюансах.

Первая проблема, которую он призван решить, — антибиотики. Проблема с повальным, бесконтрольным и неграмотным использованием сильнодействующих антибиотиков стоит давно. С того момента, как эти самые антибиотики появились в свободной и практически никем не контролируемой аптечной продаже. Население фактически пользовалось для выбора препаратов для самолечения информацией, в лучшем случае полученной от фармацевтов в аптеках, которым было выгодно продать самые дорогие и, как правило, мощные антибиотики.

В худшем случае — это информация «под грифом ОБС» (одна баба сказала). Сам был свидетелем, когда стоящая передо мной в очереди женщина по телефону давала советы другой даме по принципу «мне помогло, так и тебе тоже поможет»… Про врачей обе разговаривающие даже не вспоминали. Такие виды самолечения привели к появлению угрожающего явления в нашей жизни — антибиотикорезистентности.

Антибиотикорезистентность — это состояние, при котором конкретные бактерии, вызывающие конкретное заболевание, выработали устойчивость к конкретному антибиотику, который до этого момента убивал их. Сам механизм горизонтального переноса бактериальных генов, что обеспечивает выработку этой самой резистентности, мы рассматривать не будем. А вот как он формируется, для нас важно.

А формируется он, в основном, когда люди, использующие антибиотики, не достигают полной санации. То есть, стало легче — больной перестал пить препарат, несмотря на то, что курс ещё не закончен (сейчас остановитесь и вспомните, сколько раз вы бросали курс лечения, и устыдитесь).

Что происходит в этот момент? Какая-то самая живучая часть бактерий выживает и передает приобретенную «живучесть» следующим поколениям. Так потихоньку, раз за разом, нарушая правила приёма антибиотиков, мы сами вырастили те самые антибиотикорезистентные бактериальные штаммы. Самое обидное, что даже ежели вы дойдёте до замученного тяжёлой ипотекой участкового терапевта, у которого на вас есть 8 минут смотрового времени, за которые он должен всё о вас узнать, осмотреть, поставить диагноз и назначить лечение, ничего не изменится. Участковый по-быстрому назначит вам те же антибиотики широкого спектра действия, не заморачиваясь на какие-то там анализы и обследования. Так что, весьма может быть, что советы подруги или рекомендации фармацевта в аптеке сработают лучше.

Минздрав круто изменил правила работы аптек. Теперь вам придется платить, страдать в очередях или умереть
Фото: архив 66.RU

Самый очевидный итог — очереди в поликлиниках. Причем, если каждый, кому нужен рецепт, пойдет за ним в муниципальную больницу, с такой нагрузкой регистратуры и врачи совершенно точно не справятся.

Второй вопрос — контроль наркотических и психотропных препаратов. Дело серьёзное. Однозначно поддерживаю. Думаю, даже особых комментариев не требуется. Но и до этого приказа вопрос был на серьёзном государственном контроле.

Что же еще беспокоит меня и некоторых других врачей? Вот мы и добрались до третьего блока. В России огромное количество лекарств, требующих для продажи наличие рецепта. Из личных свежих наблюдений. Позавчера позвонил давний пациент с межпозвонковой грыжей и пожаловался на обострение. Я сам — не фанат медикаментозного лечения, как и любой другой нормальный мануальный терапевт. Я лечу руками. Работа у меня такая. Как говорил мой учитель — профессор Иваничев, «квалификация мануального терапевта обратно пропорциональна количеству назначенных им препаратов». Но, в подобных ситуациях, когда больной доберётся до меня на следующий день или, даже, через день, медикаментозная поддержка облегчит жизнь.

Поэтому я со спокойной душой назвал пару хороших нестероидных противовоспалительных препаратов (НПВП, группа лекарственных средств, действие которых направлено на обезболивание, снятие воспаления и понижения температуры при острых и хронических заболеваниях), чтобы больной смог хотя бы спать. Через пару часов звонит его жена и очень нервничает, потому что уже третья аптека отказывает ей в продаже препаратов без рецепта. Мои попытки пообщаться с фармацевтами по телефону не дали результата: те были запуганы возможными огромными штрафами и судебным преследованием. Стали думать над заменой. И получили очень интересный результат. Нашёлся в аптеке другой НПВП с большим количеством побочных эффектов, но на него не требуется рецепт, а на те, что назначил я, — требуются. При этом препараты моего выбора не были сильнее того, что был без рецепта, просто они были безопаснее для человеческого организма и дольше действовали.

Люди идут в аптеку за простыми таблетками от головной боли, а фармацевты отправляют их в поликлинику к невропатологу за рецептом. Как это выглядит «в живую»? Утречком, часов с семи человек начинает названивать в регистратуру поликлиники по месту прописки. На неопределённо далёком звонке он узнает, что для того, чтобы попасть к неврологу, как, собственно, и к любому другому «узкому» специалисту, вы обязаны получить направление к этому врачу от участкового доктора. А так как докторов мало, а вас таких несчастных много, то к участковому вы попадёте через неделю, а вот к неврологу… Можно записаться в электронную очередь (все-равно через 2–3 недели и всё равно придется потом сидеть в живой очереди)… В общем, получается, что наши государственные поликлиники в принципе не готовы к такому наплыву больных. Не рассчитаны.

Но ведь болеть от этого не перестало. Поэтому вы пойдёте на платную консультацию в частный медицинский центр. Что обойдётся вам в сумму от 800 до 1500 рублей. А все ради того, чтобы получить заветный рецепт! Вот уж кто однозначно рад новому приказу Минздрава, так это частные клиники. Прямо поклон в полный рост за резкий приток свежих платёжеспособных пациентов!

Плюс, скоро ожидается обратная реакция аптек, которые вовсе не рады резкому искусственному спаду покупательской активности. Потому, как ни крути, рецептурных лекарств будет продаваться существенно меньше. Соответственно, чтобы компенсировать потери от снижения розничных продаж, будут повышаться цены на медикаменты и, скорее всего, в первую очередь, это будут популярные у населения безрецептурные препараты, особенно — обезболивающие.

Итого, что мы с вами имеем при полноценном действии приказа Минздрава РФ № 403н? Если у вас есть проблемы со здоровьем, требующие применения медицинских препаратов, то у вас три пути.

Спасибо Минздраву должны сказать частные клиники. Они — главные выгодоприобретатели.

Путь первый. У вас есть деньги и связи в медицине. Вы можете заехать в частную клинику либо позвонить своему доктору, можно своему провизору-фармацевту, и получить необходимые вам лекарства. Здесь нужно отметить, что создаются условия, при которых провизора-фармацевта толкают на нарушение. Очень сложно отказать приличному человеку или престарелой женщине, которые стоят перед тобой и испытывают сильнейшую физическую боль.

Путь второй. У вас обычные доходы, которые вы не готовы тратить на консультации в частных клиниках, и нет врачебных связей. Вы будете толкаться в очередях, «выбивать» из участковых рецепты с «запасом», стараться закупиться впрок. Это очень напоминает постперестроечные времена, когда народ массово добывал «дефицит».

Путь третий. У вас нет ни денег на коммерческие клиники, ни сил постоянно сидеть в больничных очередях, а медикаменты жизненно необходимы. Сочувствую, но война есть война. Выигрывает сильнейший. Минздрав однозначно сильнее.

Мне как доктору и как гражданину своей страны дика и непонятна сложившаяся ситуация. Мне непонятно, почему появляются такие античеловеческие правила. Что государство выиграет? Какую цель преследует?

В детстве я очень любил научную фантастику. В рассказе Роберта Хайнлайна «Логика империи» есть замечательная фраза: «Не ищите злонамеренность там, где всё можно объяснить простой человеческой глупостью». Хочется верить, что приказ Минздрава РФ № 403н был издан именно таким образом. И здравомыслие победит. Пока население России не начало сокращаться ещё быстрее.