К импровизированному прилавку не протолкнуться. Бабули и мужички, которые явно пьют чаще, чем едят, пихают меня локтями и наступают на ноги, отталкивая от продуктов. Обхитрив систему и зайдя с фланга, натыкаюсь на стоящие на земле коробки, в которых ассортимент сравним с маленьким магазином «у дома»: шоколад, сыры, рыба, чай, кофе, майонез, йогурты и проч. Но больше всего здесь мясных продуктов: сосиски, окорока, грудинка, ребрышки — всё, что душа пожелает.
Если с фасованными продуктами типа сосисок все более-менее понятно (цены за упаковку написаны прямо на коробке, в которой они лежат), то вот с весовыми — история другая.
— Почем окорок?
— 200 рублей за килограмм. В два раза дешевле, чем в магазине! — отвечает мне цыганка-торговка.
— А ничего, что у него срок годности истек пару недель назад?
— Ничего страшного! Все берут — не травятся. Он же замороженный, что с ним будет? Покупать будете?
Мясо брать отказываюсь, но продолжаю копаться в недрах коробок. Большинство товаров — с ценниками крупных продуктовых сетей Екатеринбурга. Предлагаемая уличными торговцами цена зачастую в два, а то и в три раза ниже магазинной.
— Вы продукты откуда берете? Почему на них этикетки из сетевых магазинов?
— На базе берем. А этикетки не убираем, чтобы понятно было, что товар хороший. Если всё как в магазинах — зачем переплачивать? Мы помогаем бедным выживать в кризис.
Таких несанкционированных точек торговли в городе много. Только на Уралмаше просрочку можно купить у выходов со станций метро «Проспект Космонавтов» и «Уралмаш», а также на блошином рынке на Бакинских Комиссаров, разворачивающем свою деятельность по воскресеньям. Кто-то торгует с маленьких лоточков, предлагая десяток товаров (когда их раскупают — из ниоткуда возникает человек с очередным пакетом продуктов), у других — целые выкладки просрочки с широким ассортиментом.
В Роспотребнадзоре Свердловской области от нелегальной уличной торговли открещиваются. Как объясняют представители ведомства, они отвечают только за объекты санкционированной торговли, так что жаловаться им на отравление просроченным товаром с улицы — бессмысленно.
Роспотребнадзор Свердловской области:
— В просроченных изделиях микробиология очевидно выше нормы. Даже если срок реализации не кончился, все равно нельзя покупать, так как происхождение продуктов подтвердить нельзя, ответственность никто понести не может, соблюдение условий хранения тоже под вопросом. Несанкционированные точки с просроченной продукцией находятся в ведении полиции как объекты незаконной предпринимательской деятельности.
В полиции подтверждают: про торговлю на несанкционированных рынках они знают и регулярно штрафуют таких продавцов. «В случае обнаружения товаров с просроченной датой продукция изымается и по решению суда уничтожается», — уточняют в УМВД по Екатеринбургу.
Впрочем, толку от таких мер борьбы мало. Уже на следующий день торговцы оказываются на том же месте с новыми партиями просрочки. Даже сам глава Орджоникидзевского района Вячеслав Трапезников подтверждает, что пока на просрочку и неликвид будет спрос — будет и предложение. И бороться с этим практически невозможно.
Понимая, что победить этот черный рынок невозможно, журналисты Портала 66.ru решили выяснить хотя бы, откуда появляются просроченные продукты, торговля которыми так бойко идет на территории всего города. Мы связались с представителями одного из магазинов, чью продукцию нашли на уличных лотках. Это «Мегамарт», которому мы предоставили фотографии товаров с рынка.
После вопроса о том, как продукция их магазина оказалась у черных торговцев, сетевик, по информации Портала 66.ru, начал гигантскую внутреннюю проверку с привлечением собственной службы безопасности.
Как объяснили представители «Мегамарта», при получении товара от поставщика они маркируют продукцию собственными стикерами. Уже во время сортировки часть товара отбраковывается — например, может быть разгерметизирована или нарушена упаковка. Такой продукт не попадает на полку магазина и отсылается обратно поставщику.
«Мегамарт»:
— С поставщиками у нас заключен договор, по которому они сами занимаются дальнейшей утилизацией бракованной продукции. Мы рассчитываем на то, что контрагент соблюдает требования закона и исключает передачу этого товара для потребления третьим лицам.
Поставщиком этого мяса оказалась компания «Мясной двор», распространяющая продукцию из Калининграда. По словам представителей екатеринбургской компании, бракованной продукции, о которой говорит «Мегамарт», им возвращают крайне мало.
Как объясняют представители поставщика, утилизировать им практически нечего, поэтому они скармливают неликвид собакам, живущим на базах, где они хранят продукцию.
«Мясной двор»:
— Мы еще нескольким соседним базам отдаем мясо за копейки. Им тоже собак кормить надо. Но они проверенные люди, мы их лет пять точно знаем и с ними таким образом сотрудничаем.
Представители «Мясного двора» предполагают, что это не их «соседи» перепродают продукты уличным торговцам. «Наверное, это все-таки у «Мегамарта» собственная утечка», — говорят они, хотя в голосе явно слышится доля сомнения.
фото: 66.ru; архив 66.ru
Хоть кто-то думает о простых людях. Вот Владимир Воробьев тоже думал, и где он сейчас???
У моей коллеги муж работает в Райте и Монетке,так там директора магазинов заставляют разбирать просрочку сотрудников подешевле.И просрочки этой море каждый день.
Директора сами и продают,а потом якобы ничего не знают,не виноваты.
Раз продолжают торговать, значит по-любому в сумме штрафа недостает трех ноликов справа, а заодно срока лет пять впридачу. Потому что кто-то из "штрафующих" в доле...