Некоторые из этих методик существуют уже свыше 10 лет. Пациентам Екатеринбурга большинство из них пока недоступны.
Онкозаболевания занимают вторую строчку в списке причин, по которым умирают уральцы, уступая лишь заболеваниям органов кровообращения. В 2015 г., по данным Свердловскстата, от рака скончались 9502 жителя области. ПЭТ-центр, который работает в Екатеринбурге менее полугода, уже успел принять на обследование несколько тысяч человек. На официальном открытии медцентра, состоявшемся в июне, глава области подчеркнул, что региональным властям не жалко сил и ресурсов на раннюю диагностику рака.

— Высокий процент выявляемости болезни на ранней стадии и эффективность лечения позволили Свердловской области по итогам 2015 г. стать одним из немногих регионов страны, где зафиксировано снижение смертности от рака. И я уверен, что, открывая сегодня ПЭТ-центр, мы сделаем еще один серьезный шаг в развитии высокотехнологичной медицины, сможем повысить качество и эффективность лечения онкобольных, вернуть и сохранить здоровье тысячам уральцев.
Однако у профессионалов, которые по роду деятельности постоянно сталкиваются с онкозаболеваниями, реакция не столь позитивна.

— Без ПЭТ лечить онкологию нормально невозможно. Эта технология на порядок более эффективна, чем простая томография. К сожалению, ПЭТ-центров в России еще очень мало. В таком крупном городе, как Екатеринбург, по идее, он должен был появиться еще лет десять назад. В зарубежных клиниках он используется рутинно для постановки диагноза.
По словам специалистов, сегодня Россия в целом и Екатеринбург в частности значительно отстают от других стран в вопросах лечения онкологии.
— При онкологических патологиях степень выживаемости обычно измеряют пятилетними периодами. То есть если пациент прожил после терапии минимум пять лет, значит можно сказать, что он пережил болезнь. В России число таких людей невелико — только 40% онкобольных проходят этот период. Тогда как, например, в Америке после лечения выживают порядка 64% пациентов, в Европе, скажем, во Франции — около 60%.
Над созданием новых методик лечения онкологии трудится не один десяток научно-исследовательских центров. Конечно, каждый день прорывные технологии не создаются. Но есть несколько методик, которые уже сегодня позволяют излечивать рак в большинстве случаев.
1. Облучение для излечения
Одна из технологий, успешно работающих уже более 10 лет, — кибернож. Он позволяет удалить опухоль безоперационным путем. В основе метода лежит радиохирургия — точечное воздействие высокой дозой облучения на конкретную зону в очень короткий промежуток времени.
Кибернож — это уже второе поколение радиохирургических установок. Первыми были гамма-ножи. Вообще создатели радиохирургии — специалисты Каролинской университетской клиники. Именно здесь впервые появился гамма-нож — еще в 1965 г. С тех пор радиохирургия продвинулась далеко вперед.
Новое поколение установок — кибернож — удобен прежде всего тем, что лечение можно проводить без госпитализации. Пациент просто приходит на сеанс, который длится от 45 до 90 минут. Для тех, кто лечится за рубежом, такое лечение позволяет существенно сэкономить: ведь госпитализация — одна из самых затратных статей лечения. В том же МЦ «Анадолу» сутки, проведенные на больничной койке, обходятся пациенту в $360–500. Во время лечении киберножом можно жить в гостинице при клинике — это стоит около $80 в сутки.
|
Для лечения опухолей мозга с помощью киберножа создается специальная термопластическая маска, повторяющая черты лица пациента. |
Стоит отметить, что с 2011 г. кибернож работает в соседнем Челябинске. На сайте Челябинского областного клинического онкологического диспансера размещена информация о том, что этим методом здесь проводят лечение первичных и рецидивных опухолей головного и спинного мозга (астроцитомы, менингиомы, олигодендроглиомы, краниофарингиомы, шванномы, аденомы гипофиза), опухолей позвоночника, рецидивных опухолей головы и шеи, неопухолевой патологии: гемангиомы тел позвонков, артериовенозная мальформация). Но возможности применения киберножа гораздо шире.

— Установка позволяет удалить новообразование практически из любой части тела. В нашем медицинском центре из всех пациентов, проходящих лечение киберножом, 62% — это больные с раком мозга, 12% — с раком легких, 8% — с раком спинного мозга. 4% — с раком поджелудочной железы, 2% — с раком головы и шеи, 2% — с раком печени и 1% составляют больные раком предстательной железы.
Конечно, кибернож не панацея. У этой технологии есть ряд ограничений, главное — размер опухоли: она не должна превышать 6 см в диаметре. Кроме того, опухоль должна располагаться в месте, на которое можно будет воздействовать радиоблучением, не задевая других жизненно важных органов.
2. «Правдивый луч» против опухолей
Следующая ступень радиохирургии на уральской земле пока недоступна. Речь идет об установке TrueBeam (от англ. true — правда, beam — луч) — это самая совершенная на сегодня система, включающая технологии радиохирургии и лучевой терапии. По данным специалистов, в лечении примерно 60% пациентов, больных раком, задействована лучевая терапия, поскольку радиация наиболее эффективно разрушает раковые клетки. При таком виде терапии важно увеличить воздействие на больные клетки, максимально при этом сохраняя здоровые ткани.
— Терапевтические возможности этой инновационной технологии значительно превосходят другие методики лучевого лечения опухолей. Эта установка позволяет контролировать и регулировать положение пациента плюс изменять интенсивность излучения, за счет этого обеспечивается точное лечение в гораздо меньшие сроки. Если говорить более простым языком, принцип TrueBeam таков, что на здоровые ткани действует меньшее облучение, а на опухоль — большие дозы.
|
Обычные системы лучевой терапиии облучают примерную зону опухоли, выделенную на МРТ или КТ. TrueBeam позволяет создавать трехмерную модель опухоли с точностью до 0,75 мм. |
Продолжительность сеанса и общий срок лечения при использовании аппарата TrueBeam уменьшается до 50% по сравнению с другими системами лучевой терапии.
В России пока действует только одна подобная установка — в Московском центре онкологии.
3. Гениальная технология для лечения урологических новообразований
Если кибернож — это по сути хирургия высокой дозой облучения, то для робота «Да Винчи» задействованы технологии телехирургии. Хирургическая платформа получила свое название в честь гениального итальянца эпохи Возрождения, который немало времени отдал изучению анатомии человека.
|
Робот «Да Винчи» особенно эффективен в лечении урологических новообразований, торакальной и гинекологической хирургии. Он позволяет делать малоинвазивные операции с очень высокой точностью. При этом дискомфорт — как для пациента, так и для хирурга — минимален. Поскольку раны очень небольшие, их можно просто заклеить пластырем, время восстановления после операции минимально. Хирургу, работающему с платформой, тоже удобно: он управляет роботом, сидя и глядя в экран, видит операционное поле изнутри тела пациента в 3D-изображении, HD-качестве. Благодаря этому усталось и возможность ошибки минимальны. |

— В свое время прорывом в гинекологии стала лапароскопия. По сути «Да Винчи» — это следующая ступень лапароскопа. Но ступень гораздо более высокотехнологичная. Если лапароскоп — штука жесткая, по сути — трубка с ограниченной свободой движения, то у «Да Винчи» — 360 степеней свободы. Хирург может поворачивать манипуляторы под любым углом и выполнять очень сложные операции в самых труднодоступных местах. В Сети есть много видео, как с помощью «Да Винчи» чистят гранат или гадают на ромашке. Конечно, так использовать дорогостоящее устройство не стоит, но зато это прекрасно показывает, насколько точно работает «Да Винчи».
Впрочем, у этой технологии есть и существеный недостаток — высокая цена расходников. Все операции на роботе проводятся одноразовыми приборами, которые очень недешевы. В итоге для пациентов, которые лечатся за деньги, операция выливается в круглую сумму. Хотя итог, конечно, во многих случаях отправдывает такие затраты. Скажем, такая деликатная операция, как удаление опухоли простаты, сделанная с помощью «Да Винчи», позволяет сохранить нормальное мочеиспускание и гораздо лучше контролировать эректильную функцию (при открытых операциях проблемы с мочеиспусканием и импотенция, к сожалению, практически неизбежны).
По данным на прошлый год, в мире работает около 3000 хирургических платформ «Да Винчи», 25 из них — в России. Первым отечественным городом, оборудовавшим свою клинику таким роботом, был Екатеринбург: в 2007 г. «Да Винчи» установили в урологическом отделении Первой областной клинической больницы. Но долгое время он простаивал без дела — требовался дорогостоящий ремонт и расходники. Не так давно его снова запустили. На нем произвели уже не один десяток операций в области урологии. Но спектр его применения гораздо шире, да и за это время появились новые, еще более высокотехнологичные модели.
4. Обучить организм распознавать раковые клетки
Некоторые виды онкологии гораздо опаснее остальных — они стремительно развиваются, и зачастую, когда их обнаруживают, опухоль уже нельзя убрать хирургическим путем. К таким относится, например, меланома (причем это наиболее распространенный вид онкологии) и глиобластома — разновидность рака мозга (именно от этого заболевания умерли Жанна Фриске и Валерий Золотухин).
Новое и самое перспективное направление в лечении таких видов рака — иммуноонкология. Год назад медики «Анандолу» совместно с партнерами из Университетской клиники Каролинска (Швеция) организовали в Стамбуле общемировую конференцию, посвященную этому методу лечения. Присутствовали на ней и медики из Екатеринбурга.
Иммунная терапия запускает процессы распознавания раковых клеток собственным организмом. Как пояснили специалисты, опухолевые клетки умеют обманывать организм: они маскируются под здоровые, поэтому иммунная система не уничтожает их как врагов. Чем более запущена болезнь, тем более нивидимыми становятся раковые клетки. Суть иммуноонкологии в том, что специальные препараты как бы маркируют опухоль, делая ее видимой для собственных защитных сил организма.

— Иммунотерапия в целом сводится к использованию собственных иммунных клеток пациентов, которые особым образом реагируют на опухолевые клетки. К примеру, у пациентов с меланомой сначала делается забор Т-лимфоцитов из опухоли, после чего их искусственно выращивают в большом количестве, а затем реинфузируют (обратно вливают в организм). В результате до 60% пациентов отмечают значительное улучшение.
По словам специалиста, альтернативные стратегии лечения основываются на генетических изменениях иммунных клеток пациентов, что позволяет им распознавать раковые клетки. «Чтобы использовать этот метод для лечения рака головного мозга или поджелудочной железы, нам еще предстоит провести ряд исследований», — добавляет профессор.
Впрочем, даже те препараты, действие которых уже изучено, для онкопациентов Екатеринбурга практически недоступны: они достаточно дорогостоящие, в аптеках и больницах города их просто нет.
5. Найти и уничтожить мутированные клетки
По этой же причине (высокая цена) слабо развито в нашей бесплатной медицине лечение онкологии с помощью таргетных препаратов (от англ. target — цель). Это еще одна высокоэффективная методика для работы с такими видами болезни, как рак кишечника, груди, легких, желудка и меланома. Действие таргетных препаратов в чем-то схоже с принципами иммунной терапии, в чем-то — с работой химиопрепаратов. Но «химия» убивает без разбора: под воздействием химиопрепаратов гибнут как больные, раковые, клетки, так и здоровые, полностью блокируется генез сосудов. Пациенты, страдающие сопутствующими ангиозаболеваниями, «химию» переносят с трудом. Если вообще переносят.
Таргетные препараты умеют распознавать и блокировать определенные виды белков — те, которые запускают процесс деления клеток или создания сосудов для кровоснабжения опухоли.

— Раковые клетки — это по сути такие же клетки организма, но с определенными мутациями. Эти мутации приводят клетки к неправильному, слишком интенсивному делению. В общих словах это можно описать так: на раковой клетке есть рецептор, который при определенных факторах крови передает сигнал в клетку — и она начинает усиленно делиться. Таргетные препараты блокируют этот самый рецептор, в результате нет сигнала — и нет деления. Опухоль не растет. Но проводить таргетную терапию следует только после исследования на наличие тех самых мутаций.
Скажем, при меланоме будет показательно наличие мутации в структуре гена BRAFF, при раке легких — в генах EGFR-ALK-EML и KRAS.
— Таргетные препараты стали прорывом в лечении многих видов рака. И сейчас появляются все новые и новые таргеты. Но в производстве такие препараты недешевы, пациентам они обходятся еще дороже. Цена курса может доходить до миллиона рублей. У нас тут есть и препараты, и врачи, знающие о них, и лаборатории, в которых можно сделать соответствующие генетические анализы. Но это дорого. Настолько дорого, что официальная медицина даже анализы такие назначает крайне редко. Ведь если выявят мутацию, ее надо соответствующим образом лечить. А какой бюджет это выдержит?
6. Революция в диагностике рака
Технологию диагностика рака CTCs (сокращенное англ. circulating tumor cells — циркулирующие опухолевые клетки) можно назвать одной из самых новейших — впервые о ней заговорили в 2011 г. А в прошлом, 2015-м, авторитетный научный журнал The Scientist (США) включил CTCs в число топ-10 самых революционных инноваций года.
По-другому CTCs называют «жидкой биопсией». Этот метод хорош прежде всего для ранней диагностики окнкологических заболеваний и оценки результатов лечения, внесения корректив в лечебные программы.
Хусейн Балоглу, профессор, врач-патоморфолог МЦ «Анадолу»:

— Обычно для диагностирования рака современными методами (ПЭТ\КТ, МРТ, КТ) опухоль должна достигнуть определенных размеров (более 5 мм на снимках). А с помощью СТСs можно выявить опухоль, которая только формируется и еще не успела внедриться в другие ткани и органы. Тест CellSearch чувствителен даже к опухолям размером 0,5 мм. При этом не нужно ложиться в какие-то установки, пить специальные жидкости — пациент просто сдает небольшое количество крови (7,5 мл).
|
Пробирка с материалом исследуется в специальном аппарате. В тесте опухолевые клетки отделяются от нормальных, захватываются и могут быть в дальнейшем использованы для определения типа рака. Общая продолжительность исследования — 6–8 часов. |
В Екатеринбурге (да и вообще в России) этой технологии еще нет. Аппараты для исследования методом CellSearch стоят в основном в американских клиниках. В 2015 г. такая установка появилась в турецком МЦ «Анадолу».
Специалисты отмечают, что исследование CellSearch пока чувствительно не ко всем видам опухолей. Но основные локации (рак молочной железы, кишечника, простаты) позволяет обнаруживать на самой начальной стадии развития. Кроме того, метод «жидкой биопсии» позволяет в сжатые сроки, практически сразу после начала курса, понять, реагирует ли организм на лечение — раньше для этого требовалось не менее трех месяцев.
Медицинские специалисты уверены: рак исцелим. Но начинать лечение нужно как можно раньше. Все медицинские клиники в последнее время внедряют чек-апы — это комплексные программы обследования в зависимости от возраста и пола. Есть и бесплатный вариант — диспансеризация в государственных клиниках. А можно сделать это за деньги — сумма будет зависеть от выбранного набора исследования. В любом случае делать это надо: здоровье — единственная ценность человека, которая позволяет ему и работать, и наслаждаться жизнью в полной мере.