Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Человек Наук. Детский психолог — о страшных диагнозах и неадекватном воспитании малышей

30 августа 2016, 17:58
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU
Совместно с Уральским федеральным университетом редакция 66.ru продолжает спецпроект о том, как ученые Екатеринбурга меняют мир к лучшему. В очередной серии о своей работе рассказывает заведующий кафедрой клинической психологии и психофизиологии Сергей Киселев. Вместе с коллегами из других стран он борется с одной общей бедой — аутизмом. Несмотря на то что конгломерат ученых еще в самом начале пути, Сергей верит, что однажды страшный диагноз просто исчезнет из официальных врачебных заключений, потому что болезнь будут побеждать, когда она еще слаба и не проявляет себя в полную силу. И вы можете ему в этой борьбе помочь.

Сейчас аутизм — это приговор. Детей с таким расстройством научились адаптировать к жизни в обществе. Их социализируют, учат взаимодействовать с окружающими и, в общем-то, вести более-менее нормальную (в общепринятом значении этого слова) жизнь. Однако аутизм остается пожизненным диагнозом. И безусловно, это шок для родителей и большое горе, справиться с которым могут не все.

Ресурсы, аккумулирующие информацию об аутизме, в один голос отсылают к статистике, согласно которой это расстройство встречается у пятерых-шестерых детей из тысячи. Но точные причины возникновения и развития заболевания неизвестны.

Вложив более 10 млн рублей в покупку необходимого оборудования, УрФУ позволил своим ученым войти в международный проект, задача которого — эти причины найти и описать. Только тогда можно будет строить планы по разработке эффективных программ помощи детям с аутизмом. Над этим и работает лаборатория Сергея Киселева. О методах и первых результатах он рассказал в интервью Порталу 66.ru. Мы, как обычно, выкинули все свои вопросы и публикуем самые интересные и важные цитаты.

Человек Наук. Детский психолог — о страшных диагнозах и неадекватном воспитании малышей

Сергей Киселев, кандидат психологических наук, заведующий лабораторией мозга и нейрокогнитивного развития, заведующий кафедрой клинической психологии и психофизиологии УрФУ.

О том, почему никто на планете до сих пор не знает, как победить аутизм

Пока мы можем лишь смягчить проявления некоторых симптомов аутизма. Если у ребенка, к примеру, возникают коммуникативные сложности, его обучают различным способам общения. Это своеобразная дрессировка, как бы страшно и грубо это ни звучало. Лечить — в чистом, правильном, глубоком смысле этого слова — мы не умеем. Потому что не знаем механизмов расстройства. Как только мы поймем механизм, сразу же появятся идеи о том, каким образом не просто помогать детям адаптироваться, а именно убирать само заболевание раз и навсегда или не давать ему (заболеванию) развиваться с самых ранних этапов жизни ребенка.

На Западе диагноз «аутизм» ставят к двум годам. У нас — после трех-четырех лет. Но понятно, что первые признаки появляются намного раньше. Просто никто их не замечает. И наша задача — эти признаки увидеть, понять их природу, отследить, как формируется расстройство, когда, как и почему запускается механизм этой патологии.

Любой синдром, любое нарушение сначала проявляет себя как незначительное отклонение, то есть какой-то сдвиг в ту или другую сторону. Если мы рано обнаружим этот сдвиг и поймем, что это сдвиг именно в сторону аутизма, то сможем создать условия, чтобы вернуть ребенка на путь типичного развития. Пока не поздно, надо остановить цепочку патологических событий, ведущую к тяжелому синдрому, выхода из которого уже нет.

В нашу лабораторию мы приглашаем родителей детей с риском развития аутизма. За такими детьми мы наблюдаем с пяти месяцев до трех лет, используя пять разных методик. О ком идет речь? Это младенцы, старшим братьям или сестрам которых уже поставлен диагноз «аутизм» или «расстройство аутического спектра». По статистике, для них риск развития той же патологии — 20%. И нам важно проследить, как они развиваются, что именно происходит с их поведением, мозгом, психическими процессами до того, как симптомы становятся очевидны. Участие таких детей в исследовании привносит огромный вклад в дело решения проблемы аутизма у детей. Родителям, соглашающимся сотрудничать с нами, мы безмерно благодарны, потому что именно благодаря им аутизм однажды станет давно забытой болезнью, которую научились эффективно лечить на ранних стадиях.

Пока мы просто наблюдаем, понимая, что только у двоих из десяти детей, участвующих в проекте, разовьется патология. А нам, ученым, важна репрезентативная выборка. Потому рекрутирование детей и их родителей в проект — самая важная и самая сложная задача. Информацию мы собираем буквально по крупицам. И именно поэтому одна лаборатория не способна справиться с поставленными задачами, требуется консорциум лабораторий в разных странах. Такой проект можно реализовать только за счет международного сотрудничества. И наша лаборатория входит в такой международный проект. Только так мы сумеем быстрее накопить достаточный объем знаний и учесть различные культурные аспекты. Ведь в каждой стране — свой набор традиций, подходов к воспитанию, свои генетические особенности, наконец. Это всё важно учитывать.

Человек Наук. Детский психолог — о страшных диагнозах и неадекватном воспитании малышей

Если вы и ваш ребенок готовы помочь екатеринбургским ученым в их поисках способов борьбы с аутизмом, позвоните по телефону: 8 (982) 73–55–982. Вашего звонка подчиненные Сергея Киселева очень ждут.

Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU

Дмитрий Шлыков