Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Мимикрохирургия. Екатеринбургские продавцы очков прикинулись клиникой знаменитого офтальмолога

27 января 2016, 09:15
Фото: архив 66.ru
Предприниматели пошли по самому легкому пути и заслужили косые взгляды медицинского сообщества.

В центре Екатеринбурга заработала частная клиника микрохирургии «Глаз». Создатели амбициозно объявили себя учениками профессора Святослава Федорова, взяли название, которое фонетически созвучно с названием крупнейшего офтальмологического учреждения, а также его фирменный стиль. Обыватель, видя вывеску «Глаза», часто думает, что перед ним филиал МНТК «Микрохирургия глаза». Этим и пользуются предприимчивые бизнесмены.

Появление частных медицинских учреждений — это общая экономическая тенденция. Сегодня никого не удивишь коммерческой стоматологией с высоким уровнем сервиса. То же самое — с офтальмологическими клиниками. Услуги офтальмолога, по данным 2ГИС, в Екатеринбурге оказывают более 50 организаций. Среди них есть как салоны оптики, для которых врачебные приемы являются приложением к продаже очков, так и специализированные центры с большим потоком посетителей.

«Никто бы не был против, если бы медучреждение в районе станции метро «Динамо» называлось «Клиника Бориса Романенко», — говорят в «Микрохирургии глаза». Фото: 66.ru

Специалисты обращают внимание на клинику микрохирургии «Глаз», считая неэтичной задумку ее основателей, которые сделали всё, чтобы ничем не отличаться от известной по всей стране «Микрохирургии глаза». Помимо схожести в названии, частный офтальмологический центр использует то же цветовое оформление (хотя его и нельзя запатентовать), а также прячется за фамилией основателя «Микрохирургии глаза» Святослава Федорова. «Даже линолеум у них такой же, как у нас», — говорят сотрудники МНТК.

В «Микрохирургии глаза» конкуренцию на рынке медуслуг поддерживают, но вот методы коллег не одобряют.

Олег Шиловских, гендиректор МНТК «Микрохирургия глаза»:

— Каждый пациент должен иметь выбор. Особенно это касается хирургии, когда человек подвергает себя риску. Отвечает за риск сам пациент. Другое дело, что конкурент использует схожее название, с моральных позиций это нехорошо. Я посмотрел на сайте «Глаза» — якобы медцентр организовали ученики профессора Федорова. Со всей ответственностью могу сказать, что никто из его учеников не имеет отношения к созданию этой клиники. Всех его учеников я знаю лично. Я и себя не отношу к ученикам профессора Федорова, потому что я не сидел за операционным столом и не работал под его непосредственным руководством.

Олег Шиловских отметил, что в Москве есть настоящие ученики Федорова, но даже они не рискнули приписать к своим учреждениям имя легендарного глазного хирурга.

По легенде, добро руководителям частной глазной клиники дала вдова самого профессора. Получается, врачи приложили много усилий, чтобы пациенты перепутали их с «Микрохирургией глаза», имеющей хорошую репутацию в России.

Олег Шиловских:

— Я за честное отношение с пациентами. А здесь все построено по принципу, чтобы пациент обязательно перепутал. Изначально посыл — обмануть, ввести в заблуждение. Конечно, с юридической точки зрения здесь, может, всё законно, и соответствующие органы не будут иметь претензий. Но какие мотивы? Зачем ты так назвался? Зачем спрашивал разрешение? Ответ: чтобы запутать клиентов.

В колл-центр «Микрохирургии глаза» звонят недовольные пациенты и жалуются на работу врачей клиники-клона. Гражданам терпеливо объясняют, что учреждение у станции метро «Динамо» не имеет к екатеринбургскому отделению МНТК никакого отношения. Кроме того, «Яндекс» при поиске «Микрохирургии глаза» в контекстной рекламе выдает ссылку на сайт «Глаза».

Под Новый год клиенты «Микрохирургии глаза» начали получать СМС от частной клиники, где сообщалось о больших скидках. Откуда база контактов у предпринимателей, до сих пор неизвестно. Фото: 66.ru

Юристы указывают, что здесь возможны нарушения прав промышленной собственности, когда используется схожее наименование или фирменное оформление. Если суд признает, что потребители не в состоянии отличить бренды, нарушителю грозит многомиллионный штраф.

Евгений Дедков, управляющий партнер юридической фирмы «Юста Аура»:

— Можно обратиться в антимонопольную службу и ставить вопрос о наличии признаков недобросовестной конкуренции. В этом случае истец должен доказать, что компания действовала так, чтобы в сознании человека смешать свой образ с образом конкурента, в том числе используя средства индивидуализации. Кроме того, правомерно обратиться в суд с иском о защите прав на фирменное наименование. Если вести речь о названиях, то вопрос представляется спорным. Так как фирменное наименование иногда описывает вид деятельности, которым занимается организация.

В условиях падения реальных доходов населения паразитирование на известном бренде является относительно быстрым способом заполучить клиентов. Медицина никогда не была суперприбыльной, а сейчас, когда увеличились расходы на проведение операций и подскочили цены на импортное оборудование, — и подавно. В ближайшее время, по словам Шиловских, выручка в отрасли упадет. «Стоимость услуги подниматься не будет. Из-за снижения покупательской способности некоторые люди предпочтут сэкономить на здоровье, перенести прием. Нужно не только лечиться, но и, например, кушать и одеваться», — добавил он.

Евгений Дедков:

— Случаи подобных копирований описаны еще в дореволюционной литературе. Сама по себе бизнес-логика понятна: зачем изобретать велосипед, если конкурент, вкладывающий деньги в маркетинг, выработал бренд, который работает? Почему бы не использовать его репутацию и его наработки? Это называется «паразитический маркетинг». Есть предприятия, которые стараются быть уникальными, а есть бизнесы, где этим приемом не брезгуют. В какой-то ситуации можно пройти по лезвию бритвы, не нарушив закон. Но это тонкая грань.

Представители клиники «Глаз» предпочли не общаться с журналистом Портала 66.ru. В течение двух дней телефоны отдела маркетинга не отвечали, а электронный запрос остался без ответа.

Основателями клиники «Глаз» считаются братья Романенко: Тимофей Витальевич значится директором (51% уставного капитала), а Борис Витальевич (49% уставного капитала) ведет прием в качестве главврача. Известно, что Тимофей Романенко является учредителем салона оптики «Фокус», а также еще нескольких юрлиц, зарегистрированных по одному и тому же адресу и занимающихся производством и дистрибуцией медицинского оборудования. Розничная сеть «Фокуса» состоит из пяти салонов в Екатеринбурге.