Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Лечусь всю жизнь»: пенсионерка требует денег от Минобороны за выброс спор сибирской язвы

3 марта 2015, 14:20
«Лечусь всю жизнь»: пенсионерка требует денег от Минобороны за выброс спор сибирской язвы
Фото: 66.RU
Екатеринбурженка требует от ведомства 6 млн рублей, которые она за эти годы потратила на лекарства.

Чкаловский суд Екатеринбурга сегодня приступил к рассмотрению иска жительницы Екатеринбурга Раисы Смирновой на 6 млн рублей к Министерству обороны России. Пенсионерка считает ведомство виновным в распространении эпидемии сибирской язвы в 1979 году.

Пострадавшей по делу является 68-летняя Раиса Смирнова, которая 25 лет хранила тайну о событиях 1979 года.

Заседание было недолгим — слушание перенесли на 3 апреля из-за неявки в суд представителя ответчиков в лице Министерства обороны РФ, регионального Министерства здравоохранения и Центра военно-технических проблем бактериологической защиты НИИ микробиологии, а также отсутствия необходимых документов по делу.

Отметим, что по информации представителя Центрального научного института, в настоящее время Центра военно-технических проблем бактериологической защиты НИИ микробиологии по адресу, указанному в повестке, больше нет — он давно реорганизован. На его месте теперь находится их институт и именно этим и обусловлена его явка в суд.

Ответчики по делу сегодня на заседание не явились. Пришел только сотрудник Центрального научного института и то только потому, что на адрес их учреждения пришла повестка.

По официальной версии, эпидемия случилась из-за зараженной говядины. Однако 68-летняя истица Раиса Смирнова подозревает утечку некоего бактериологического вещества из военной лаборатории в 19-м военном городке. Версию о выбросе спор возбудителя сибирской язвы подтверждал и Борис Ельцин. Он заявлял, что пострадавшие должны получать льготы, но за эти годы ни одной путевки в санаторий пострадавшие так и не увидели.

По официальным данным, во время эпидемии погибли 64 человека, по неофициальным — более сотни. Число пострадавших перевалило за семь сотен.

На суд сегодня пришли родственники и друзья тех, кто погиб в 1979-м. Все они, как и Раиса Смирнова, работали в то время на Керамическом заводе. Но пока поддержать иск своей коллеги они не готовы. Говорят, что не позволяет здоровье и финансовое положение, но если Смирновой удастся выиграть дело, то и они будут судиться. «Прецедент ведь уже будет создан», — говорят другие пострадавшие от сибирской язвы.

Число пострадавших от спор сибирской язвы перевалило за семь сотен, но кроме Раисы Смирновой судиться пока никто не готов.

Сама Раиса рассказала Порталу 66.ru почему так долго она хранила молчание. Женщина уверяет, что в больнице, куда ее доставили без сознания, к ней пришли какие-то мужчины и взяли с нее подписку о неразглашении сроком на 25 лет.

По словам Раисы, сумма 6 млн рублей сложилась из всех денег, потраченных ею за 30 лет на лечение и поддержание здоровья.

Раиса Смирнова, истица:

— К примеру, сейчас я трачу на лекарства в месяц около 12 тыс. рублей. У меня проблемы с дыханием, не могу даже 100 метров пройти, чтобы не было одышки. Поэтому мне всегда приходится носить с собой еще и термос с водичкой.

Очевидцы трагедии собирают все вырезки из газет, в которых написано про события того года.

Впрочем, пока шансы выиграть это дело весьма туманны. У адвоката Раисы Смирновой практически нет доказательств по делу, но она надеется, что суд поможет ей истребовать необходимую документацию, которую после ЧП изымали правоохранители.

Справка:
Центр военно-технических проблем бактериологической защиты НИИ микробиологии МО РФ находился на окраине Свердловска и был окружен лесом. Когда стало ясно, что город разрастается и его границы подойдут вплотную к городку, было принято решение разместить вокруг него промышленные предприятия, чтобы избежать его соседства с жилыми районами. В результате расширения границ города он оказался в центре Чкаловского района.

Свердловск-19 входил в строго засекреченную систему «Биопрепарат», занимавшуюся разработкой и производством биологического оружия, запрещенного международной конвенцией, к которой в 1972 году присоединился и СССР.