Гены никотиновой зависимости повышают риск рака легких у курильщиков

4 апреля 2008, 18:18
Три независимые команды ученых выявили варианты генов, которые способствуют развитию никотиновой зависимости и одновременно повышают риск развития рака легких у курильщиков.
Исследования были опубликованы в журналах Nature and Nature Genetics.

В общей сложности ученые проанализировали гены 35 тысяч человек европейского происхождения. В результате им удалось обнаружить два участка, расположенные на 15 хромосоме, которые имеют непосредственное отношение к развитию никотиновой зависимости и рака легких. Указанные варианты генов, кодирующие белки никотиновых рецепторов, встречаются очень часто – примерно у каждого второго человека европейского происхождения.

Выяснилось, что у курильщиков, имеющих одну копию указанных генетических вариантов, риск развития рака легких на 28% выше, чем у других курящих. В среднем такие люди выкуривают на одну сигарету в сутки больше, чем остальные курильщики, показало исследование.

Курящие носители двух копий указанных генетических вариантов в среднем выкуривают на две сигареты больше. Риск развития рака легких у таких людей повышается на 80%, по сравнению с остальными курильщиками. В результате, болезнь возникает у каждого четвертого человека из этой группы. Для сравнения, у курильщиков, не несущих указанных вариантов генов, риск развития рака легких составляет 14% - то есть примерно в 10 раз выше, чем у некурящих людей, сообщили исследователи.

Носительство неблагоприятных вариантов генов «способствует развитию никотиновой зависимости и затрудняет отказ от курения», сообщил руководитель одного из исследований, профессор Кристофер Эймос (Christopher Amos) из Онкологического центра Андерсона (Хьюстон).

Авторы исследований по-разному трактовали причины взаимосвязи между носительством неблагоприятных вариантов гена и риском развития рака. По мнению представителей исландской компании deCODE Genetics, повышенный риск рака легких связан с увеличением количества выкуриваемых сигарет. Однако ученые из Института исследований рака, Кембриджского университета и Университета Джонса Хопкинса полагают, что никотин, воздействующий на никотиновые рецепторы, способен вызывать неконтролируемое деление клеток, непосредственно увеличивая риск рака.

Новые данные позволяют объяснить, почему некоторые курильщики доживают до 90 лет, не заболев раком, а также тот факт, что никотиновая зависимость развивается не у всех курильщиков, отмечают ученые. В будущем эта информация может быть использована для разработки скрининговых тестов для выявления людей, имеющих повышенный риск рака легких, а также привести к созданию новых методов борьбы с никотиновой зависимостью.