С японскими ресторанами как с российским обществом – среднего класса практически не осталось.
В левом углу ринга дорого-богато в алых трусах с золотым шитьем, в правом – эконом-вариант без всякого шитья, потому что вышивать толком и не на чем.
Первые на классике, с небольшим, но вкусным меню, с атмосферой и философией, официантами, которым действительно интересно – понравилось ли, и, конечно, чеком. Нет, не так, Чеком.
Однако альтернативный вариант гораздо страшнее – там роллы из картошки с беконом, бездушный химический васаби верхом на ароматизаторе, лосось микронной резки над умершим рисом и маринованный имбирь, удивительно похожий на ядреную квашеную капусту, подкрашенную марганцовкой. После такой еды человек на леденящие душу хорроры смотрит с умилением – ведь он видел само первородное Зло.
Чего-то посередине попросту не осталось, цены на нормальные продукты безжалостно гонят заведения по разным полюсам.
Повара, конечно, упражняются в изобретательности, импортозамещая то и это, но чудес не бывает, торговать компромиссом по цене оригинала получается все хуже и хуже.
И сразу скажу, гастрономические ужасы – жанр совсем не мой. «Живем только раз», «дорого да мило» и прочие подходящие по случаю поговорки все еще актуальны, именно поэтому – в OVO Izakaya, оно по всем признакам тяготеет к правильному варианту японской кухни с ее глубокомысленной лаконичностью и пронзительной чистотой вкуса.
«Izakaya» в названии – не более чем милое кокетство. В японской традиции так называют полубар-полутаверну, демократический формат как по ценам, так и по внутреннему распорядку. Этакий тапас-бар с культурой Страны восходящего солнца. Пришел, оставил обувь у входной двери, сел на циновку, и понеслась – в таких местах очень популярны ограниченные по времени безлимиты: «все, что можешь съесть» и «все, что можешь выпить».
Как правило, эти мероприятия не совпадают по времени, так что легко увлечься ужином, который превратится в похмельный завтрак.
OVO – буду для ясности дальше называть так – стильное городское кафе с модным интерьером. Диваны, приглушенный свет с акцентами на деталях интерьера, вазы, композиции с цветущими ветками – представить себе в такой обстановке изакайную гулянку клерков совершенно невозможно.
Для того чтобы гости точно запомнили название, рядом со входом – огромное яйцо, ovo на латинском. Как изящный намек на ценовую категорию – яйцо золотое. Но не все так страшно, стоимости блюд здесь до, к примеру, московского пафоса – очень далеко. Цены как цены.
Стакан воды наливают сразу, первые блюда – в течение 10 минут.
Фото: Яков Можаев для 66.RU |
---|
Настоящий вкус Японии – вкус моря. Надо пробовать обязательно, сашими – кусочки свежей рыбы и морегадов – задает тон всей трапезе, освещает нимбом чистоты и щедрости природы.
Вот просто ломтик, чуть васаби – и пусть весь мир подождет.
Сашими из тунца в OVO – идеальный стартер. Подача безупречна – лед, листья, а сверху – три ломтика из разных частей рыбы, прохладные, сияющие влажностью и свежестью.
Фото: Яков Можаев для 66.RU |
---|
Обратите внимание на толщину резки! Многие повара путают сашими с карпаччо – и пластают почти прозрачно, что выдает абсолютное непонимание сути происходящего.
Кроме вкуса очень важна текстура – и почувствовать ее можно только так, укусив и поняв в сравнении.
Нежное брюшко с полосками жирка, упругая строгость спинки, полутона, переходы, послевкусие – вот оно, то, что хотелось и ждалось.
Настоящего японского тунца в Екатеринбурге долго не было – и вот появился. Для тонко чувствующих ценителей это как второе пришествие, ждали и дождались.
Берем палочки, по желанию – васаби, кусь – и положили обратно. Следующий кусочек, другая текстура, наслаждаемся и сравниваем.
Фото: Яков Можаев для 66.RU |
---|
Отдельно про васаби – это не просто приправа с остротой в анамнезе, это полноправный игрок, делающий вкус богаче. Правильный натуральный васаби встречается в ресторанах так же редко, как и свежий тунец – и за интеллигентный подход к его приготовлению отдельное спасибо.
Порадовали.
Фото: Яков Можаев для 66.RU |
---|
Название ведет и подсказывает – едим руками. На то и влажную салфетку подали. Вообще есть суши и многочисленные производные именно руками – правильно и канонично, еда эта быстрая и часто на ходу. Палочками стали пользоваться уже потом, когда японская уличная кухня обзавелась этикетом и ополитесилась.
Фото: Яков Можаев для 66.RU |
---|
Все, что нужно, уже внутри, никуда не макаем, ничего не намазываем – просто взять и откусить.
Пластичная и похрустывающая салфеточка из водорослей нори несет не просто еду – это ноктюрн, музыкальная пьеса вкусов, где главные скрипки – угорь и краб. Они слышны четко, ярко и сочно, звучание соуса и риса чуть приглушено, рецепторы притихли и благоговейно внимают.
Славно. Если не заказали под эти хэндроллы что-то воодушевляющее из напитков – как я, например, – досадное упущение, надо будет повторить.
Фото: Яков Можаев для 66.RU |
---|
Роллы для русского человека – такое же воплощение японской кухни, как пицца и паста – итальянской, стереотип, мощный и неизменимый.
Сменялись президенты, текли десятилетия, а мы учились пользоваться палочками и различать сортность соевого соуса, разбираться в непременном сливочном сыре и становились тонко чувствующими знатоками.
Фото: Яков Можаев для 66.RU |
---|
А уж «Филадельфия» – из всех столпов столп, абсолютный бестселлер и народная любовь, самый понятный и самый заказываемый по сей момент. Только лично я сократил поголовье этих роллов на пару тысяч штук.
Понятно, что к Японии это блюдо не имеет, кроме форм-фактора, никакого отношения, ясно, что попса – но люблю, несмотря ни на что, отказать себе в нем категорически не могу. Кроме того – это параллель сравнения, можно легко понять уровень заведения.
Фото: Яков Можаев для 66.RU |
---|
Роллы в OVO – что «Филадельфия», что запеченный в кляре морганатический брак краба и лосося – по- купечески солидны и основательны. Эта история про честный вкус, дородность и исчерпывающую прямоту главных ингредиентов, прямое продолжение идеи хэндроллов, лаконичность и самодостаточность.
И на фоне откровенной соусно-гарнирной роллобуффонады вроде «Калифорния с соусом том-ям, красной икрой и вялеными лепестками орхидеи», в которой соревнуются многие повара –- просто глоток чистого воздуха.
Очень хорошо.
Фото: Яков Можаев для 66.RU |
---|
Обманывать себя – последнее дело. Охлажденная морская рыба на Урале – городская легенда, «знакомый знакомого видел на таможне, как хвостом шевельнула».
Возили такую рыбу очень редко и раньше, а сейчас это и вовсе не совместимо со здравым смыслом, если только речь не идет о каких-то уникальных предложениях вроде того же тунца блюфин.
Рыба получается если не золотой, то уж точно основательно позолоченной, по цене небольшого ремонта на реактивном самолете. Так что баловство и лукавство, не верьте сладкоголосому маркетингу.
В подавляющем большинстве случаев рыба завозится мороженой и оттаивает уже на местах приготовления. Дальше все дело в тонкостях.
Если рыба была изначально качественно заморожена, снабжена тончайшей ледяной корочкой и правильно упакована, а после ее никто не торопил с оттаиванием, держа при положенных +5 до полной разморозки, – отличить такую рыбу от свежей или охлажденной будет очень сложно.
Лично я не могу. И сейчас не смог.
Фото: Яков Можаев для 66.RU |
---|
Черная треска от OVO очаровала. Слоистость и нежная влажность, помноженные на хрусткую кожицу и безусловную свежесть. Но самое главное – душа рыбы, ее индивидуальная прелесть, свойственная породе.
Все тут, все передо мной.
Упругая хрусткость вешенок, пружинящих на укус. Соус, превративший шпинат из участника в полноценного игрока сливочной, чуть пряной интригой. За это тоже спасибо, но вот рыба!
Фото: Яков Можаев для 66.RU |
---|
Знаете, есть такой момент, когда балансируешь на грани – хочется есть чуть помедленнее, чтобы растянуть удовольствие, и одновременно понимаешь, что медлить нельзя, блюдо остывает, теряя прелесть.
Вот за треской я это и испытал. Такое редко, а потому очень ценно.
Браво.
Фото: Яков Можаев для 66.RU |
---|
В Японии очень долго не было сахара – практически до конца XIX века. Да и откуда ему взяться – с сахарным тростником и свеклой на острове не сложилось. И это было даже к лучшему, потому что тогда такое чудо, как моти, просто не изобрели бы.
Артистизм поварской мысли – взять определенный сорт риса, мотигоме, опытным путем понять, что если его мучить, смачивать и толочь, он приобретает сладковатый привкус, придумать тесто и выпечь булочки, которые похожи на нежнейший зефир. Это не сахару в пшеничную муку бухнуть, а целая эволюция продукта.
Вариантов этого десерта множество, добавок и интерпретаций тысячи, и я был бесконечно рад, что в OVO выбрали для меню один из самых интеллигентных.
Несладкое сладкое подается с вилкой, похожей на расческу, но это не призыв к действию, а экстерьер.
Фото: Яков Можаев для 66.RU |
---|
Просто возьмите это облачко с тарелки руками и попробуйте.
По сравнению с привычными десертами моти сначала сладостью и не чувствуется, нужно чуть-чуть подождать, дать возможность восприятию понять, что нынче нечто удивительно тонкое.
Не ароматизатор «Японская сакура» верхом на сахарном коне с липкими подковами, но легкий ветерок, что, пролетая сквозь цветущий сад, несет аромат невесомый, а оттого во много раз более приятный.
Это уже не еда – стихи. Хокку.
«Роняя лепестки,
Вдруг пролил горсточку воды
Камелии цветок».
Гениальной простотой начали – удивительной легкостью закончили.
Прекрасно.
Я долго собирался в OVO Izakaya. И, как оказалось, правильно сделал – каждому плоду нужно дать время дозреть, а заведению – пройти путь взросления и понимания.
Тем более – в таком непростом направлении, как японская кухня.
Место уже сложилось, туда можно не просто идти самому, а звать близких, чтобы порадоваться вместе. Мне было вкусно даже больше раз, чем рассчитывал.
«Прояви терпение, и звезды удачи улыбнутся» – как раз про этот случай.