Люди очень легко относятся к словам.
Как хотят – так и используют, несмотря на то, что временами эти слова никак не соответствуют действительности.
К примеру, «кафе». Это ведь не место с котлеткой и пюрешкой на ланче по дисконту, это про кофе попить. Кофе, конечно, там тоже есть, но порошковый из автомата в конце раздачи. С порошковыми же сливками.
Венские кофейни «Дёмель» с «Захером» прикрывают витрины-глаза в знак скорби.
А уж словосочетание «ресторан быстрого питания» – такой нонсенс и стыд, что лицо надо прятать в две руки сразу. Либо трусы надеть, либо крестик снять, а то и вообще проникнуться идеями воздержания.
Когда прочитал в названии «Место ПроТеста» фабрика-кухня, сразу вспомнил те величавые проекты общественного питания, которые разрабатывала советская власть в 20–30-е годы.
Люди ерундой не занимались, все серьезно и глобально – фабрики-кухни должны были полностью обеспечивать народонаселение готовой едой. Завтраками, обедами и ужинами, а вдогонку еще и культурным досугом.
Дворцы еды, охват на районы. Проектная мощность той фабрики-кухни, что была на улице Свердлова, – 45 000 обедов. И это только в первой очереди, чтоб понимать размах.
Идея не прижилась, люди держались за мещанский быт с кухоньками и примусами до белизны на косточках. Их тоже можно было понять – казенные обеды качеством и вкусом отнюдь не блистали. В памяти тех, кто застал, «фабрика-кухня» осталась навсегда бездушным местом питания – углеводы-жиры, иногда белки.
Для строителей социализма с атрофией восприятия вкусов – в самый раз. Остальным – не очень.
Что же сейчас вкладывают в это понятие?
Любопытство взыграло, заказал.
Фото: Яков Можаев для 66.RU |
---|
Первое, что бросилось в глаза, – этикетки. На всем. С названием, составом и пищевой ценностью. Это очень хорошо и часто не хватает.
Особенно именно состава – это вызывает доверие и внушает уважение серьезностью подхода.
Фото: Яков Можаев для 66.RU |
---|
Увы, и тут не без нюансов – текст с этикеток на промасленной бумаге исчезает полностью. А жаль, было бы интересно почитать про внутренний мир расстегая.
Названия и описания блюд приводятся из меню без изменений.
Мука пшеничная, сахар, дрожжи, молоко, маргарин, вода, лук зеленый, яйцо куриное, масло растительное, майонез, соль
Белки 7,6 г; жиры 6,8 г; углеводы 19,1 г; 216,4 ккал в 100 г
Фото: Яков Можаев для 66.RU |
---|
Мука пшеничная, сахар, дрожжи, молоко, маргарин, вода, горбуша, судак, лук репчатый, масло растительное
Белки 9,6 г; жиры 5,1 г; углеводы 43,5 г; 258 ккал в 100 г
Фото: Яков Можаев для 66.RU |
---|
Пирожки – национальная гастрономическая скрепа покрепче кваса. Русский фастфуд, блистающий гранями всевозможных начинок и методов приготовления.
Вернее, блиставший.
Сейчас хороший пирожок встретить – удача, в основном же – труба пониже, дым пожиже, вечные поиски компромисса между вкусом и ценой.
Основной постулат успеха в этом жанре прост – начинки должно быть больше, чем теста. Естественно, при должном качестве того и другого.
Фото: Яков Можаев для 66.RU |
---|
В пирожках от «Места ПроТеста» с качеством хорошо, а вот с пропорциями не сложилось.
Категорически мало начинки. Впору лихорадочно осматривать углы в тестяной пещере и кричать по-горлумски: «Где моя прелессть?! Кто украл мою прелессть?!»
Когда жуешь тесто, в котором от начинки одна непостоянная гомеопатия, поневоле затоскуешь.
Картофель, сельдь, морковь, свекла, майонез, яйцо, зелень
Белки 3,9 г; жиры 13 г; углеводы 7,7 г; 163 ккал в 100 г
Фото: Яков Можаев для 66.RU |
---|
Более влажной селедки под шубой я не встречал за всю практику поедания этого салата – и это говорит о многом.
Случалось всякое. Не было сельди, майонеза пополам от веса, высохшие овощи – тьма вариантов.
Но чтобы селедка под шубой напоминала мусс, который и из коробки на тарелки переложить невозможно, – в первый раз.
Да и как ее переложишь – утечет. Казалось, нажми ложкой – и выступит наверх влага, как под ногой Ивана Сусанина во время его героического подвига.
Вкус соответствовал. Пустой и солоноватый, как стоялая вода в трюме.
При обезвоживании, на краю верной смерти – в самый раз.
Семга с/с, манго, рис, огурец свежий, морковь, бобы эдамаме, салат чукка, сырный крем васаби, кунжут, соус «терияки»
Белки 6,2 г; жиры 4,6 г; углеводы 36,8 г; 212 ккал в 100 г
Фото: Яков Можаев для 66.RU |
---|
Если поке делают все, значит, это кому-нибудь надо.
Да и правда, почему бы и не делать? Тем более, что поварское искусство на таких блюдах исключительно отдыхает – лишь бы продукты были хорошие.
Сборная поке-солянка от «Места ПроТеста» оказалась вполне на уровне. Таком среднем, непритязательном, не хватающем звезд с неба, но и не претендующем и вполне съедобном.
За свои деньги это вполне разумный обеденный вариант.
Тут не до закатывания глаз и смакования нюансов, а именно то, что и называется питанием: быстро, не так чтобы дорого, можно назвать "здоровая еда".
Так что твердая четверка. Минус балл за «сырный крем васаби» – исключительная невнятица.
Щука филе, животный жир, лук репчатый, масло растительное, сухари панировочные, сливки, яйцо куриное, хлеб пшеничный, соль, перец черный, картофель, масло сливочное, зелень, соль, соус дзадзики (сметана, сливки, огурцы, сок лимона, масло оливковое, петрушка)
Белки 11,8 г; жиры 10,2 г; углеводы 17,3 г; 207 ккал в 100 г
Фото: Яков Можаев для 66.RU |
---|
Щучьи котлеты – штука исключительно коварная.
Воображение же танцует от названия. Щука, зубастая повелительница речных глубин, поймана, разделана, вот филе, вот фарш, вот котлетки. Прекрасно. Нам-то, любителям полегче и подиетичнее, того и надо.
И только жизненный опыт подскажет, что в каждой вкусной щучьей котлете обязательно есть свиное сало или еще какой-нибудь жир.
Без него эта котлета напоминает размоченную древесно-стружечную плиту и рассыпается на части при легчайшем прикосновении.
В этом варианте жира не пожалели.
Фото: Яков Можаев для 66.RU |
---|
Что до картошки, то никакой критики она не выдерживала. Да и что ее критиковать, о мертвых либо хорошо, либо ничего. Полувареная, мягко-дряблая, местами обугленная – и при жизни натерпелась, и после гибели покоя не дают.
Суп картофельный (картофель, морковь, лук репчатый, соль), фрикадельки мясные (говядина, свинина, лук репчатый, яйцо, соль, перец черный)
Белки 4,7 г; жиры 4,5 г; углеводы 4,9 г; 79,1 ккал в 100 г
Фото: Яков Можаев для 66.RU |
---|
Суп может быть машиной времени, и теперь это доказано.
Одна ложка «Картофельного с фрикадельками» – и я молниеносно перенесся в детский сад.
Помню как сейчас – дельфин на дверце шкафчика, колготы провокационно-коричневого цвета с пузырями на коленях, столики с клеенкой, прозрачное озерцо несоленого бульона с желтым отливом, пять нанофрикаделек, три ломтика картошки.
«Можаев! Пока суп не доешь, из-за стола не выйдешь!»
Вот тогда не доел, и сейчас доедать не буду.
Капуста, яйцо, укроп
Белки 5,4 г; жиры 9,8 г; углеводы 23,7 г; 214,1 ккал в 100 г
Фото: Яков Можаев для 66.RU |
---|
Вот когда весьма, тогда весьма.
Пирог взял всем.
Внешним видом – румяный и округлый, как невеста на богатом хуторе, золотистость, пышность, лепка по корочке – хоть сейчас на ВДНХ.
Начинкой – много, основательно и сочно. Большой пирог будто стремится реабилитировать худосочных младших братьев-пирожков, и это очень достойно с его стороны.
Фото: Яков Можаев для 66.RU |
---|
Общим впечатлением – вот вкусно. Съел кусок. Подумал. Съел еще один. «А как оно с молоком будет? А с кефиром? А с чаем?»
От полного уничтожения в одну каску пирог спасла только заскрипевшая жилами сила воли.
Отличный пирог.
Молоко, вода, масло растительное,соль, сахар, мука, яйцо куриное, крем (молоко, желток куриный, сахар, крахмал кукурузный, вода, ванилин, сливки, масло сливочное, соль), глазурь (шоколад молочный, краситель диоксид титана кондитерский, масло растительное), белый шоколад, вафельная крошка,
Фото: Яков Можаев для 66.RU |
---|
Белки 4,9 г; жиры 32,4 г; углеводы 35,6 г; 461 ккал в 100 г
Белки 4 г, жиры 36,6 г, углеводы 25,7 г, 450 ккал в 100 г
Фото: Яков Можаев для 66.RU |
---|
Современный разговорный язык, кроме кучи словесного мусора, иногда рождает жемчужины с потрясающей глубиной смысла. Жалко только, что удачное слово или выражение, попав в тираж, очень скоро приедаются и употреблять их становится неловко.
Примерно как носить сюртук в повседневном быту, будут поглядывать с недоумением: «вот же, новых слов напилили. Зачем старыми пользоваться?»
Выражение, которым можно описать эклеры и конфеты от «Места ПроТеста», одно из таких.
Сдержанное порицание, уход от точного описания причин неудовольствия, но и нежелание прямо вот ругать, поскольку не так уж и плохо.
«Ну... такое».
Мне кажется, что когда-то «Место ПроТеста» было столовой. Нормальной такой, при учреждении или ведомстве, с добротными традициями пирогов на разные поводы и залом с обеденно-банкетной посадкой.
Потом ведомство стало немножко ветшать, а времена – меняться.
Вот так и превратилась эта столовая со вверенными мощностями в нечто новое. Что-то осталось от прежних рук, что-то для модности придумали.
Фабрикой-кухней назвали.
Но получилось в итоге странно и наивно. Как бабушка, зажигающая на борде по асфальтовым джунглям, под посвист развевающегося платка и мелодичный хруст суставов.
Что-то она умеет, а чему-то и учиться незачем.
Впору расширить название: «Место ПроТеста: пироги и еда для нетребовательных».