Регион является одним из важнейших и быстро развивающихся. По данным группы компаний, грузооборот УрФО за первые три квартала 2024 года вырос на 7% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Востребованность в грузоперевозках увеличивается так же быстро, как и требования к ним — клиентам все больше важны качество и скорость доставки.
Тренд 1. Развитие электронной торговли
Фото: 66.RU |
---|
Онлайн-продажи в России растут не первый год, и, по оценке аналитиков, такой тренд сохранится как минимум до 2028 года. К этому моменту рынок e-commerce должен вырасти в два раза.
Согласно данным ГК «Деловые Линии», в интернет-торговле за несколько лет не просто увеличился спрос на товары, но и изменился подход к покупкам. Если раньше в топе были только одежда, товары для дома и детей, то сейчас в Сети активно приобретают мебель, сантехнику, бытовую технику и электронику, оборудование и даже машины. То есть крупногабаритные и дорогие товары.
Вместе с ростом популярности маркетплейсов растет и объем нагрузки на распределительные центры. Расширяется и география перевозки, поскольку российские продавцы ищут новых партнеров в странах Евразийского экономического союза.
При этом сам рынок e-com усложняется. Онлайн-площадок для продаж становится все больше, и бизнес начинает предлагать товары сразу на нескольких. Участники рынка отмечают: когда продавец выходит на один маркетплейс, он может работать с ним по фулфилмент доставке напрямую, но если площадок становится уже несколько, удобнее прибегать к услугам логистического оператора — он может осуществить все поставки под ключ.
Сегодня транспортные компании не просто предлагают перевозку груза из пункта А в пункт Б. Доставка включает в себя проверку маркировки и упаковки, маркировку коробов, формирование монопалет, круглосуточную линию техподдержки, в том числе в мессенджерах, специализированный калькулятор для расчета цены и срока доставки на маркетплейсы, возврат товаров со складов, доставку в соседние страны и персональное обслуживание.
При выборе логистического оператора стоит обратить внимание на такие критерии перевозчика, как опыт работы с маркетплейсами, широкую географию перевозок, возможность работы по схемам FBO и FBS и, при необходимости, предоставление 3PL-услуг.
Тренд 2. Непрерывный процесс цифровизации
Цифровизация — тренд последних нескольких лет, и в ближайшие годы он будет только расти. Российские компании уже активно внедряют в логистические процессы цифровые инструменты: системы управления складом (WMS) и транспортировкой (TMS), интернет вещей (IoT), электронный документооборот (ЭДО). Эти технологии увеличивают производительность и сокращают время рутинных операций.
К примеру, включение датчиков IoT помогает перевозчикам создавать более удобные маршруты и учитывать трафик и расход топлива при выполнении перевозок. На складах IoT позволяет контролировать перемещение грузов и эффективнее управлять запасами.
Особое внимание в процессе цифровизации уделяется ЭДО, искусственному интеллекту и интеграционным решениям.
Фото: 66.RU |
---|
Переход на электронный документооборот
Внедрение электронного документооборота (ЭДО) позволяет сокращать ошибки, затраты на печать и обработку бумажных документов и ведение архива, снижает риски порчи и увеличивает скорость обмена. По оценкам Минтранса, затраты, связанные с бумажными документами, достигают порядка 3,5 трлн рублей. Согласно транспортной стратегии России, к 2035 году 100% перевозных документов будут оформлять в электронном виде.
В 2023 году крупный бизнес отрасли начал подключаться к государственной информационной системе «Электронная путевка» (ИС ЭПД). С ее помощью компании формируют электронные транспортные накладные и другие перевозочные документы. В планах Минтранса России был переход на электронный формат с 2024 года, но его пришлось отложить.
«Пилотные запуски продолжаются. Некоторые тесты проходят успешно, другие — показывают, что еще необходима доработка», — рассказал участникам встречи руководитель транспортного ЭДО компании «Тензор» Денис Малышев.
Фото: 66.RU |
---|
Применение искусственного интеллекта
В современных реалиях интеграция цифровых технологий — одна из ключевых точек роста для логистической отрасли. Повышение качества услуг требует использования новых технологий, в том числе искусственного интеллекта (ИИ) и машинного обучения.
Спрос на передовые цифровые технологии в транспорте и логистике в России в рублях к 2030 году составит 626,6 млрд против 89,4 млрд в 2020 году, подсчитали в Институте статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.
Компании используют ИИ для оптимизации спотовых торгов по грузоперевозкам, а также прогнозируют спрос и повышают эффективность логистических цепочек. Автоматизация и роботизация процессов обеспечивает более высокую скорость обработки заказов на складах.
По данным MarketSplash, 65% участников рынка считают, что использование искусственного интеллекта позволит преобразовать логистику и цепочки поставок, а 36% компаний уже внедрили ИИ для улучшения логистических решений.
Интеграция цифровых решений помогает отслеживать грузы в режиме реального времени и контролировать их перемещение, оптимизировать управление запасами на складах, а также снизить ручной труд, увеличив эффективность работы кадров в период кризиса.
Как отметил в ходе выступления директор продуктового офиса ИТ-компании BIA Technologies Григорий Безрукин, видеонаблюдение с ИИ в разы улучшает уровень складской логистики и степень удовлетворенности клиентов. Подобные системы автоматически распознают падение или повреждение товара, а также фиксируют отклонения в процессах. С помощью технологий искусственного интеллекта обнаружение поврежденных грузов у системы занимает от 0,2 до 0,5 секунды. Обработка и анализ массива данных для поиска пропавшего товара занимает менее 10 минут.
«Технология не заменяет человека, но упрощает его работу, позволяет оперативно выявлять инциденты и, как следствие, способствует снижению их количества», — добавил спикер.
Фото: 66.RU |
---|
Внедрение интеграционных решений
Еще один важный тренд в логистике — API-интеграция. Это набор цифровых инструментов, которые дают возможность использовать все сервисные функции логистического оператора в информационной системе клиента. API-интеграция совместима практически со всеми информационными системами, используемыми в России.
Использование интеграционных решений позволяет максимально автоматизировать процессы логистики, увеличить эффективность работы и минимизировать ручной ввод данных. В результате количество перевозок растет без увеличения штата, а количество ошибок сокращается из-за снижения человеческого фактора.
Тренд 3. Рост спроса на комплексную логистику
Фото: 66.RU |
---|
3PL, или «логистика третьего поколения», — это полный комплекс логистических услуг, при котором оператор выступает в качестве посредника между владельцем груза и получателем. Он комплектует, хранит, упаковывает, маркирует и перевозит товар. По оценкам Высшей школы экономики, спрос на 3PL ежегодно растет на 22–25% последние три года. Драйверами развития комплекса складских услуг являются интернет-торговля, расширение розничных ретейлеров и продвижение услуг фулфилмента. По данным «Деловых Линий», спрос на комплексную логистику за 10 месяцев 2024 года уже вырос на 30% в сравнении с тем же периодом прошлого года.
Тренд на услуги 3PL набирает популярность по нескольким причинам. Некоторые компании отдают логистические операции на аутсорсинг, чтобы сосредоточиться на основных бизнес-процессах. Другие — чтобы снизить затраты на содержание собственных складов и перевозку грузов. Используя складские услуги 3PL-операторов, компании могут также расширять географию присутствия.
«Передача логистики на аутсоринг оператору позволяет компаниям не думать о хранении, перевозке, маркировке груза и повышает эффективность доставки. При необходимости 3PL-оператор адаптируется под потребности и специфику отрасли клиента. Например, для поставщиков крупногабаритного оборудования необходим учет товародвижения в кубических метрах и сохранность при перевозке. Компаниям, занимающимся автозапчастями, нужно, чтобы 3PL-оператор умел работать как с крупногабаритными, так и с мелкими или хрупкими комплектующими», — рассказал заместитель генерального директора по развитию ГК «Деловые Линии» Дмитрий Хрущалев.
Наиболее активно комплексными логистическими услугами пользуются представители электронной коммерции, ретейла, товаров народного потребления (FMCG), фармацевтики и автомобильной промышленности.
Во время мероприятия участники смогли не только послушать выступления спикеров, но и поучаствовать в опросе, где представители бизнеса выделили ключевые для них приоритеты в логистике. Сохранность груза, соблюдение сроков доставки и оперативность решения вопросов клиентов стали главными факторами для предпринимателей при выборе логистического партнера. Подводя итоги, участники конференции отметили, что озвученные на мероприятии тренды сохранят актуальность в ближайшие годы. Так, дефицит качественных складских помещений и активный рост электронной торговли только усилят спрос на комплексную логистику. А без цифровизации и искусственного интеллекта будет уже невозможно оптимизировать процессы и повышать операционную эффективность бизнеса.