Объем нового бизнеса на рынке лизинга в первом полугодии 2024 года продемонстрировал символическое снижение — всего на 1%. Во многом оно определялось сокращением в корпоративном сегменте — авиационный, железнодорожный лизинг и лизинг морского и речного транспорта. Но благодаря росту розничного сегмента — малого и среднего бизнеса — падения удалось избежать.
Лидеры рынка
Существенные изменения произошли в десятке лидеров по объему нового бизнеса. По итогам первого полугодия 2024 года в топ-3 вошла компания «Альфа-Лизинг», продемонстрировав рост 17% к аналогичному периоду 2023 года.
Динамику нового бизнеса розничных сегментов по большей части поддержал рост лизинга легковых и грузовых автомобилей (24 и 8% соответственно), отмечают аналитики «Эксперт РА». Доля автолизинга в новом бизнесе продолжает стабильно расти пятый год подряд: по итогам первого полугодия 2024-го она составила 56 против 50% годом ранее. Однако темпы роста также сократились относительно бурного роста 2023-го на фоне увеличения процентных ставок в экономике и цен на авто.
Что касается структуры бизнеса по регионам, то рост остался практически неизменным относительно прошлого года. Уральский федеральный округ занимает 9% в общероссийском объеме нового бизнеса. Это пятый результат по стране.
Фото: Анна Коваленко, Анастасия Кеда, 66.RU |
---|
К концу 2023 года совокупный объем нового бизнеса в регионах УрФО составлял 164,6 млрд рублей. Примерно половина приходится на региональные лизинговые компании, 54% — на филиалы федеральных лизинговых компаний, работающих в округе.
Лидером по объему нового бизнеса, клиентам в сфере малого и среднего бизнеса, размеру портфеля и новым сделкам стала компания «Альфа-Лизинг». Она усилила свое присутствие в регионе, купив уральскую «Эксперт-Лизинг». Сделка позволила «Альфа-Лизингу» диверсифицировать бизнес и наладить работу с рядом китайских поставщиков техники.
«Основными драйверами роста нового бизнеса в нашей компании стали сегменты грузового и легкового транспорта, а также спецтехники. Лидерами по числу заключенных лизинговых договоров в текущем году остаются такие регионы, как Сибирь, Юг и Урал», — рассказал 66.RU руководитель уральского дивизиона продаж ГК «Альфа-Лизинг» Олег Ишимов.
Причины снижения
Из топ-10 отраслей только только четыре продемонстрировали рост — грузовой автотранспорт, легковые автомобили, сельскохозяйственная техника и авиационный транспорт.
Самое большое падение — в сегментах железнодорожной и строительной техники. В первом сегменте падение можно объяснить снижением погрузки на фоне продолжающихся санкций и сокращения отправок на экспорт. За последний месяц падение составило 6%, а в целом за период с января по август — 3,1%.
На отечественном сегменте спецтехники негативно отразилось снижение динамики роста строительства в первом полугодии, отмечает руководитель уральского дивизиона продаж ГК «Альфа-Лизинг». Кроме того, большинство национальных проектов по строительству, начатых в в 2018–2019 годах, недавно завершилось.
Фото: Анна Коваленко, Анастасия Кеда, 66.RU |
---|
При этом по итогам года можно ожидать роста доли китайской спецтехники на российском рынке: с января по август 2024 года число лизинговых сделок на приобретение погрузчиков, экскаваторов, автокранов и катков из КНР выросло до 60% всех договоров лизинга в сегменте спецтехники. По словам эксперта, именно транспорт останется драйвером роста лизинга до конца 2024 года и в 2025 году.
«Рынок формируется под влиянием двух причин. Первая — снижение платежеспособности клиентов и, как следствие, процента одобрения сделок. Вторая — высокая стоимость фондирования как следствие высокой ключевой ставки. Чем крупнее клиент, тем более чувствителен его бизнес к стоимости заемного капитала. Малый бизнес более гибкий: клиенты малого бизнеса быстрее переориентируются на более дешевое имущество и перекладывают высокую ставку на конечного потребителя», — говорит Олег Ишимов.
Будущее российского лизинга
Эксперты Национального рейтингового агентства полагают, что в 2024 году рост рынка лизинга замедлится на фоне насыщения рынка по некоторым позициям, повышения ключевой ставки, волатильности рубля и нарушения логистических и платежных цепочек.
«Базовый прогноз НРА предполагает, что количество новых предметов лизинга, переданных клиентам в 2024 году, составит около 700 000 штук, а итоговый прирост составит около 20%», — говорится в отчете агентства.
В «Альфа-Лизинге» отмечают, что снижения на рынке ждать не стоит, поскольку у клиентов наблюдается отложенный спрос. Они откладывали приобретение техники, ожидая корректировку ключевой ставки.
«Сейчас это уже невозможно, так как им необходимо развивать и модернизировать производство и исполнять обязательства по заключенным контрактам. Также государство запустило множество мер по поддержке бизнеса, что положительно повлияет на рынок», — отмечает руководитель уральского дивизиона продаж компании.
По оценке Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА), перспективы роста лизинга в России в 2024 году остаются благоприятными. Этому способствуют ожидаемое сохранение темпов роста ВВП и готовность кредитных организаций предоставлять средства лизинговым компаниям.
«Текущие условия ведения лизингового бизнеса благоприятны для его дальнейшего активного наращивания в 2024 и 2025 годах. Почти 90% участников опроса полагают, что по итогам следующих 12 месяцев общий объем лизингового портфеля вырастет более чем на 10%, а 33% ожидают, что его рост превысит 25%. Подобная динамика портфеля, по мнению лизинговых компаний, будет сопровождаться улучшением финансовых результатов», — сказано в исследовании.
Реклама. ООО «Альфамобиль», alfaleasing.ru, erid: F7NfYUJCUneP2WasY3Gk |