Директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств Никита Корытин рассказал слушателям, как работает художественный музей — от формирования штата сотрудников, экспозиции, инфраструктуры до планирования бюджета. Вместе с участниками спикер порассуждал о том, какое место в культурной институции занимает куратор и какими качествами он должен обладать.
— Лекция состояла из нескольких блоков. В первой части мы узнали историю создания Центра «Эрмитаж Урал», разобрались чем отличается подход к искусству в музее и галерее. Во второй мы поговорили об организации выставок на реальных примерах: о чем стоит задуматься в первую очередь, какие детали нельзя пропустить во время подготовки пространства к приему посетителей. Кроме четко поданной структуры, порадовали наглядные кейсы и открытая подача без прикрас и ремарок. Далее мы коснулись «закулисья» и получили возможность узнать пространство музея изнутри.
Директор Центра поддержки и развития современного искусства «ЗА АРТ» Анна Пьянкова провела лекцию «Экономика и управление культурным проектом: от идеи к воплощению». Участники «Школы кураторов» узнали об особенностях менеджмента, стратегии, концепции и медиа-планирования на примере управленческой модели Уральской индустриальной биеннале современного искусства.
— Для меня, как для начинающего куратора, было очень ценно погрузиться в мир создания крупных проектов от самых истоков и узнать всю кухню изнутри. Во время занятия я ощутила колоссальную поддержку от опытного организатора, прошедшего путь, на который я сама только начинаю вставать. Пришло понимание, что абсолютно все препятствия преодолимы. И если грамотно рассчитать тайминг, экономику и выстроить необходимые связи, то можно воплотить самый грандиозный проект. Я получила массу бесценной информации.
Известный российский художник Леонид Тишков рассказал о личных кураторских проектах в московской галерее «МуХа» и о создании масштабной выставки-мистификации «Правдивая история жизни, смерти и воскресения аптекаря Крафта» в Тульском историко-архитектурном музее.
— Лекция Леонида Тишкова превзошла всё мои ожидания и помогла ответить на главные вопросы: в чем же секрет кураторства и как создать уникальный, успешный проект, который позволит голосу художника звучать громко и ясно? Оказалось, что куратору нужно немножко влюбиться в художника, в его работу, его видение, ведь только полюбовно и рождается настоящее искусство. Одним из самых ярких моментов лекции стал рассказ Леонида Александровича о кураторском проекте «Правдивая история жизни, смерти и воскресении аптекаря Крафта» в Тульском историко-архитектурном музее. За два часа мы смогли увидеть самые разные грани кураторский фигуры, но в фокусе внимания неизменно оставалась суть — куратор от слова «curare», что означает «заботиться» — о художнике, о проекте и о самом искусстве.
Впереди — еще пять лекционных и практических занятий. Участникам проекта предстоят встречи с советским и российским галеристом Мариной Лошак, арт-директором Галереи Синара Арт Юлией Борзенковой и культурным обозревателем Екатеринбурга Анной Филосян. Итогом «Школы кураторов» станет появление двух проектов, один из которых будет представлен в Галерее Синара Арт, а второй — размещен на сайте «Арт-платформы» в формате онлайн.
«Школа кураторов» — это совместный просветительский проект Фонда поддержки и реализации культурных инициатив Синара и Галереи Синара Арт. Он направлен на продвижение музейного и галерейного дела, формирование профессионального сообщества. Инициатива реализуется на денежные средства, собранные в ходе фандрайзинговой акции.