В последние годы франчайзинг в России развивается активно. В первой половине 2023 года в России зарегистрировано 249 франшиз. Это на 5% больше, чем годом ранее. Число занятых во франчайзинговых сетях превышает 1,2 млн человек.
Самой популярной франшизой у предпринимателей, согласно рейтингу «30 самых выгодных франшиз» журнала Forbes, второй год подряд становится Ozon, под вывеской которого только за январь—сентябрь 2022 года открылось 2650 партнерских пунктов выдачи заказов (ПВЗ).
Фото: предоставлено партнером 66.RU |
---|
Основными локомотивами спроса на франшизы до сих пор остаются миллионники и областные центры. Однако малые города по-прежнему являются для многих сетей наиболее перспективными для развития на ближайшие несколько лет.
В структуре франчайзеров по виду бизнеса около половины франшиз относятся к сфере услуг. Только у Ozon сегодня на партнерские точки приходится 97% сети, а общее число партнеров-владельцев пунктов выдачи превышает 15 тысяч человек. То есть 8 из 10 заказов всего маркетплейса проходят через франчайзи и приносят прибыль частным предпринимателям. На втором месте — сфера общественного питания (26%), причем внутри этой категории самой представленной категорией является фастфуд. На его долю приходится около 19% от общего количества франшиз в России.
Фото: предоставлено партнером 66.RU |
---|
Универсального портрета покупателя франшизы нет: партнерами крупных проектов становятся как начинающие предприниматели, так и люди с опытом в этой сфере. Среди российских франчайзеров около 72% имеет организационно-правовую форму в виде ООО, 28% работают и заключают договоры с франчайзи как ИП.
Нет и среднего возраста покупателя франшизы. Например, самый молодой партнер Ozon на момент покупки бизнеса заканчивал десятый класс школы. На открытие пункта выдачи он одолжил деньги у мамы, сделав ее владельцем ИП. Сам же юноша работал в пункте выдачи, выдавая посылки. Спустя три года его сеть состоит из 20 точек.
Также много среди франчайзи Ozon и представителей возрастной группы за 60 лет. Такой бизнес позволяет получать дополнительный к пенсии доход без обширных знаний по предпринимательству.
Фото: предоставлено партнером 66.RU |
---|
Чтобы открыть пункт выдачи заказов, нужно пройти пять простых шагов:
Как только вы откроете точку, Ozon добавит ее в список пунктов доставки на сайте и в приложении. Маркетплейс отправит клиентам, которые живут рядом с новым пунктом, уведомление, а ещё поможет нанести пункт на все карты. Затем каждый месяц вы будете получать аналитику и советы по развитию проекта. Для этого в компании есть территориальные менеджеры, которые учат работать с заказами и возвратами, консультируют франчайзи по всем спорным вопросам.
В отличие от классической франшизы, партнеры Ozon не платят роялти, паушальных или стартовых взносов. Размер средних инвестиций на открытие пункта выдачи заказов составляет 150–200 тыс. рублей и зависит от стоимости аренды в населенном пункте, где планируется открытие. При этом все брендинговые и промоматериалы маркетплейс предоставляет партнерам бесплатно.
Более того, с 2023 года Ozon предоставляет финансовую поддержку новым пунктам вывоза. Маркетплейс называет эти выплаты гарантированным доходом, которые компенсирует в течение полугода с открытия. Сумма фиксированная и зависит от региона и локации ПВЗ в конкретном городе: чем больше людей проживает в районе, тем больше выплата.
Фото: предоставлено партнером 66.RU |
---|
Базовые доходы зависят от того, по какой схеме бизнес работает с маркеплейсом: «Максимум бренда» — для городов или «Домашний пункт» — для ПВЗ в деревне или поселке.
«Максимум бренда»
«Домашний пункт»
Фото: предоставлено партнером 66.RU |
---|
Чтобы увеличить доход, владельцы ПВЗ могут:
Реклама. ООО «Интернет Решения», ozon.ru, erid: 4CQwVszH9pUkKrkxL8A |