Что происходит с рынком франшиз
В последние годы франчайзинг в России развивается активно. В первой половине 2023 года в России зарегистрировано 249 франшиз. Это на 5% больше, чем годом ранее. Число занятых во франчайзинговых сетях превышает 1,2 млн человек.
Самой популярной франшизой у предпринимателей, согласно рейтингу «30 самых выгодных франшиз» журнала Forbes, второй год подряд становится Ozon, под вывеской которого только за январь—сентябрь 2022 года открылось 2650 партнерских пунктов выдачи заказов (ПВЗ).
Фото: предоставлено партнером 66.RU |
---|
Основными локомотивами спроса на франшизы до сих пор остаются миллионники и областные центры. Однако малые города по-прежнему являются для многих сетей наиболее перспективными для развития на ближайшие несколько лет.
В структуре франчайзеров по виду бизнеса около половины франшиз относятся к сфере услуг. Только у Ozon сегодня на партнерские точки приходится 97% сети, а общее число партнеров-владельцев пунктов выдачи превышает 15 тысяч человек. То есть 8 из 10 заказов всего маркетплейса проходят через франчайзи и приносят прибыль частным предпринимателям. На втором месте — сфера общественного питания (26%), причем внутри этой категории самой представленной категорией является фастфуд. На его долю приходится около 19% от общего количества франшиз в России.
Фото: предоставлено партнером 66.RU |
---|
Универсального портрета покупателя франшизы нет: партнерами крупных проектов становятся как начинающие предприниматели, так и люди с опытом в этой сфере. Среди российских франчайзеров около 72% имеет организационно-правовую форму в виде ООО, 28% работают и заключают договоры с франчайзи как ИП.
Нет и среднего возраста покупателя франшизы. Например, самый молодой партнер Ozon на момент покупки бизнеса заканчивал десятый класс школы. На открытие пункта выдачи он одолжил деньги у мамы, сделав ее владельцем ИП. Сам же юноша работал в пункте выдачи, выдавая посылки. Спустя три года его сеть состоит из 20 точек.
Также много среди франчайзи Ozon и представителей возрастной группы за 60 лет. Такой бизнес позволяет получать дополнительный к пенсии доход без обширных знаний по предпринимательству.
Кто может работать с Ozon и как это сделать
Фото: предоставлено партнером 66.RU |
---|
Чтобы открыть пункт выдачи заказов, нужно пройти пять простых шагов:
- Зарегистрировать ООО или ИП.
- Выбрать локацию. На помощь может прийти специальная карта Ozon. На ней отмечены зоны, где маркетплейс советует открывать пункт выдачи.
- Найти и арендовать помещение, которое соответствует стандартам компании.
- Заполнить заявку и заключить договор с Ozon. После этого вам откроется доступ в личный кабинет, где нужно будет подробно рассказать о будущем бизнесе, приложить фото, видео и план помещения.
- Подготовить помещение к работе. При открытии ПВЗ в городах нужно будет покрасить в определенный цвет стены и стойку ресепшен, а еще — повесить большую наружную вывеску. Для точек в малых населенных пунктах будет достаточно однотонных стен, белой стойки и логотипа на фасаде здания.
Как только вы откроете точку, Ozon добавит ее в список пунктов доставки на сайте и в приложении. Маркетплейс отправит клиентам, которые живут рядом с новым пунктом, уведомление, а ещё поможет нанести пункт на все карты. Затем каждый месяц вы будете получать аналитику и советы по развитию проекта. Для этого в компании есть территориальные менеджеры, которые учат работать с заказами и возвратами, консультируют франчайзи по всем спорным вопросам.
Сколько можно заработать
В отличие от классической франшизы, партнеры Ozon не платят роялти, паушальных или стартовых взносов. Размер средних инвестиций на открытие пункта выдачи заказов составляет 150–200 тыс. рублей и зависит от стоимости аренды в населенном пункте, где планируется открытие. При этом все брендинговые и промоматериалы маркетплейс предоставляет партнерам бесплатно.
Более того, с 2023 года Ozon предоставляет финансовую поддержку новым пунктам вывоза. Маркетплейс называет эти выплаты гарантированным доходом, которые компенсирует в течение полугода с открытия. Сумма фиксированная и зависит от региона и локации ПВЗ в конкретном городе: чем больше людей проживает в районе, тем больше выплата.
Фото: предоставлено партнером 66.RU |
---|
Базовые доходы зависят от того, по какой схеме бизнес работает с маркеплейсом: «Максимум бренда» — для городов или «Домашний пункт» — для ПВЗ в деревне или поселке.
«Максимум бренда»
- за заказы до 5000 ₽ — 5% от цены товаров в заказе. Например, если пункт выдачи выдал товар на сумму 3000 ₽, владелец получит 150 ₽;
- за заказы от 5000 ₽ — фиксированно 250 ₽ за весь заказ. Например, если пункт выдачи выдал товар на сумму 7000 ₽, владелец получит 250 ₽.
«Домашний пункт»
- за заказы до 5000 ₽ — 2,7% от цены товаров в заказе;
- за заказы от 5000 ₽ — фиксированно 250 ₽ за весь заказ.
Фото: предоставлено партнером 66.RU |
---|
Чтобы увеличить доход, владельцы ПВЗ могут:
- принимать товары от продавцов Ozon — 15 ₽ за каждое отправление;
- выдавать посылки от других служб доставки. У каждой компании свои условия сотрудничества, поэтому потенциальный доход посчитать сложно. По оценкам Ozon, в среднем такие заказы приносят дополнительно от 15 000 ₽ в месяц;
- получать и загружать заказы в ближайший постамат — 2,5% от оборота постамата;
- подтверждать личность клиента и выдавать Ozon Карту — по 100 ₽ за каждую операцию.
Реклама. ООО «Интернет Решения», ozon.ru, erid: 4CQwVszH9pUkKrkxL8A |