Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Из кондитеров — в краномашинисты. Кто и зачем сегодня идет работать на завод

17 августа 2022, 09:58
Новости партнеров
Из кондитеров — в краномашинисты. Кто и зачем сегодня идет работать на завод
Фото: Константин Ананьин для 66.RU
Какая рабочая профессия сегодня одна из самых востребованных на Урале и какие карьерные перспективы открываются на высоте 26 метров — ответы на эти вопросы корреспондент 66.RU получил на заводе ВИЗ-Сталь.

Этот материал родился из пресс-релиза. «На ВИЗ-Стали (входит в Группу НЛМК» завершилась программа обучения машинистов мостовых кранов за счет предприятия. Экзамен успешно сдали 11 человек, все они будут трудоустроены на предприятии», — такой текст пришел на редакционную почту. Нам стало любопытно, чем привлекательна работа на заводе в целом, и машинистом крана — в частности. Чтобы узнать это, корреспондент 66.ru отправился на завод.

Карьера на высоте 26 метров

Евгений Мингазов и Владимир Туснин работают на ВИЗ-Стали чуть больше недели. Они из числа тех самых 11 человек, которые недавно получили новую профессию за счет завода. Оба пришли в промышленность из совсем других отраслей. Евгений работал водителем трамвая, Владимир был дальнобойщиком, водил фуры, на которых возят новые автомобили

Владимир Туснин, машинист крана ВИЗ-Стали:

Из кондитеров — в краномашинисты. Кто и зачем сегодня идет работать на завод

— Последнее время количество перевозок сократилось. Мой брат, который работает на ВИЗ-Стали в цехе холодной прокатки, рассказал, что завод набирает людей для обучения профессии «машинист крана». Если успешно сдаешь экзамен, сразу получаешь место. Я подумал и решил попробовать: во-первых, это развитие — а мне интересно развиваться. Во-вторых, по брату знаю, завод дает стабильную работу, да еще с возможностью роста.

Из кондитеров — в краномашинисты. Кто и зачем сегодня идет работать на завод
Фото: Константин Ананьин для 66.RU

ВИЗ-Сталь производит электротехническую трансформаторную сталь — один из самых сложных и высокотехнологичных видов металлопродукции. Несмотря на непростую ситуацию в экономике металлургии, завод увеличивает производственные мощности

Программу обучения краномашинистов на ВИЗ-Стали запустили в мае. По ее условиям, освоить новую профессию мог любой желающий, при этом во время обучения выплачивалась стипендия 20 тыс. руб. Вначале участники программы получали теоретические знания, затем в течение месяца практиковались на разных производственных участках цеха холодной прокатки — основного производственного подразделения завода. Это важный момент в подготовке, поскольку от участка зависит не только последовательность операций с грузом, но и высота, на которой работают краномашинисты. Она может быть от 12 до 26 метров — это как типовая девятиэтажка!

Из кондитеров — в краномашинисты. Кто и зачем сегодня идет работать на завод
Фото: Константин Ананьин для 66.RU

Группа НЛМК, куда входит ВИЗ-Сталь, уделяет много внимания развитию современных технологий, они помогают производить конкурентную на мировом рынке продукцию. На заводе идет цифровая трансформация, которая охватывает все процессы управления производством. Свое цифровое решение разрабатывается и для удаленного управления кранами: оператор сможет следить за работой сразу нескольких машин из специально оборудованной комфортабельной комнаты

Евгений Мингазов, машинист крана ВИЗ-Стали:

Из кондитеров — в краномашинисты. Кто и зачем сегодня идет работать на завод

— Первое впечатление от управления краном — как корова на льду. Но со временем, с практикой, при руководстве опытных наставников получилось овладеть краном, пусть пока не полностью, но возникло понимание, как действовать. А дальше все зависит от нас самих. Для себя отметил, что здесь любят инициативных работников — буду действовать в этом ключе. Я рассчитываю на долгосрочные карьерные перспективы на ВИЗ-Стали.

Завод непрерывно развивается и помогает развиваться и становиться лидерами своим сотрудникам. Пример тому — история машиниста крана Анны Гуриной. Публикуем ее рассказ от первого лица.

Из кондитеров — в краномашинисты. Кто и зачем сегодня идет работать на завод
Фото: Константин Ананьин для 66.RU

Анна Гурина работает на ВИЗ-Стали уже 13 лет. « Быть машинистом крана — большая ответственность: за груз, за машину, за жизнь людей вокруг. При этом работа на ВИЗ-Стали дает почувствовать, насколько важен твой вклад в общее дело. Быть частью глобального предприятия с мировым именем — мне это нравится!» — говорит Анна.

Сменить бисквиты на стальные рулоны

— Я пришла на завод из другой сферы — по образованию я повар-кондитер, пару лет трудилась по специальности — пока не ушла в декрет. Работать на кране начала с маминой подачи. Она трудилась здесь, на ВИЗ-Стали, краномашинистом, когда завод впервые организовал курсы подготовки специалистов этой профессии. Мама стала уговаривать меня закончить их. Я поначалу упиралась, мол, где я и где завод: там шум, копоть, весь день надо ходить в спецовке. Но все-таки решила попробовать.

По условиям обучения я должна была три года после окончания курсов отработать на заводе. Подумала: срок не такой уж большой, справлюсь. Закончила курсы, пришла на производство.

Овладеть краном

Поначалу было тяжело. Раньше никогда не была связана с техникой и поэтому не понимала вещей, которые сегодня мне кажутся элементарными. Например, как остановить качку: когда на скобе висит многотонный рулон самой дорогой в мире стали и раскачивается в разные стороны. Смотрела на других: они поднимают груз, движение — и он застывает. Понять не могла, как они это делают, какие-то суперлюди!

Из кондитеров — в краномашинисты. Кто и зачем сегодня идет работать на завод
Фото: Константин Ананьин для 66.RU

Анна Гурина: «За те 13 лет, что я на заводе, многое поменялось. Раньше было много механики, сейчас большей частью электроника, управление джойстиками, в кабинах кондиционеры, комфортные кресла. Есть много цифровых систем-помощников. Но для машиниста одно остается неизменным: на какой бы кран ни сел, главное, почувствовать его и подчинить себе, чтобы не он тобой владел, а ты им»

Некоторые думают: что такого сложного — взял груз в одной точке, переместил в другую. Но от того, как краномашинист доставил груз, зависит качество металла. Малейший удар, неправильный захват — и на полосе может образоваться дефект, категория продукции снизится. Поэтому так важна аккуратность и точность. А еще важно сработаться с технологом — нужным образом и в нужный момент подхватить рулон и аккуратно доставить на следующий передел, чтобы опять же трансформаторная сталь не изменила присущих ей уникальных свойств, не потеряла качество.

Постепенно я научилась чувствовать кран, узнала коллектив. Работа стала получаться, меня начали хвалить, отмечать, и мне хотелось работать все больше и лучше. Я даже не заметила, как прошло три обязательных года. Когда мама, что можно увольняться, меня уже было не выгнать. Здесь, на заводе, созданы все условия для тех, кто хочет развиваться в своей профессии, для этого существует масса кадровых программ. Компания признает и вознаграждает эффективную работу и результат. Зарплата растет соответственно твоим компетенциям, при этом выплачивается стабильно.

Из кондитеров — в краномашинисты. Кто и зачем сегодня идет работать на завод
Фото: Константин Ананьин для 66.RU

В этом году на конкурсе профессионального мастерства машинистов крана, которые на ВИЗ-стали проводятся регулярно, Анна Гурина (на фото в центре) заняла 2-е место. «Участвовать, а тем более победить в конкурсе — это интересно и престижно. И не только для самого участника — для всей бригады и даже участка. Это наглядно показывает профессионализм всего коллектива», — рассказывает Анна

Найти ключик к каждому

Благодаря наработанным компетенциям, сейчас я бригадир краномашинистов — руковожу сменой из 25 человек. Мой рабочий день начинается с того, что я узнаю всю информацию по каждому производственному участку: где, когда, в каком количестве металл будет отгружаться, распаковываться или запаковываться. От этого зависит распределение людей: вообще каждый краномашинист закреплен за своим участком, но бригадир может поменять их местами, если в этом есть необходимость — например, усилить какой-то участок для выполнения срочных работ. Поэтому в течение дня важно быть в курсе всего, что происходит в цехе — чтобы быстро перераспределить ресурсы, если потребуется.

Не менее важно знать, что происходит с коллегами, краномашинистами. В каком настроении кто пришел на работу, как чувствует себя, нет ли каких-то неурядиц в семье. Если чувствую, что у человека не все в порядке, на ответственную работу не допущу. А почувствовать такое мне не сложно: мы с бригадой много общаемся и за пределами завода — вместе ходим в походы, на велосипедах катаемся, сплавляемся по рекам. Очень дружный у нас коллектив. И ответственный за общий результат.

Из кондитеров — в краномашинисты. Кто и зачем сегодня идет работать на завод
Фото: Сергей Логинов для 66.RU

На ВИЗ-Стали много внимания уделяют развитию корпоративного спорта и поддержанию здорового образа жизни. Два раза в год на заводе проходит спартакиада, устраивают чемпионаты по настольному теннису, шахматам, мини-футболу. В 2022 году впервые провели велогонку для работников завода и членов их семей. Анна с коллегами тоже участвовала в ней

Конечно, в любом коллективе есть более открытые и более замкнутые люди. Но и к таким можно найти подход. Кто-то расцветает от простой похвалы. У нас в комнате сменно-встречных собраний висит доска визуализации, там есть в числе прочих строчка благодарности — кто отличился за смену. Я всегда пишу тех, кого хочу похвалить. Когда проходят и видят свое имя, они так немножко носик приподнимают: «О да, это я, горжусь собой». Кого-то мотивируют деньги — таким можно предложить выйти в дополнительную смену.

Я и сама в свой выходной то и дело беру дополнительную смену. Но, честно говоря, совсем не из-за денег. Во-первых — как не помочь, если просят. Во-вторых, если какого-то активного отдыха не запланировано, то просто дома сидеть мне скучно. Ну и еще плюс ко всему, если я выхожу на кран дополнительно, не как бригадир, которому надо решать много задач одномоментно, а как обычный машинист, я отдыхаю — сливаюсь с краном и думаю только о том, как сделать свою работу быстро и качественно.