Мы поговорили о том, как живет компания спустя 18 лет, с ее руководителем и основателем Дмитрием Сенем.
— В каких направлениях сейчас развивается Территория?
— Управляющая компания должна менять жизни людей в наших домах в направлении развития и эволюции их самых лучших черт. Например, в одном из домов на Ботанике когда-то все ругались, не могли прийти к единому мнению по вопросам управления домом, а сейчас там мир и любовь.
Мы смотрим не только на внешние способы развития (например, уход в онлайн), но и внутренние. В прошлом году создали центр организационного проектирования. Все процессы теперь автоматизированы — договоры и счета от контрагентов, сообщения и заявки от жителей — все заводится в систему, а сотрудники, необходимые для их решения задач, подключаются автоматически. Нет такого, чтобы обращение пропало.
Мы создали систему электронных чек-листов. Клиентские менеджеры ежедневно проходят «маршрут жителя», фиксируют в электронных чек-листах состояние подъездов, холлов и дворов. Информация попадает к ответственным лицам — убрать мусор, прибрать подъезд и т. п. Такой же осмотр проводят и технические специалисты, проверяя инженерные системы, крыши и подвалы домов.
— Изменился ли подход к работе с клиентами?
— Принципы, заложенные еще в 2004 году, Территория развивает и сегодня. Один из них — открытость.
Работа УК — не просто оказание услуг, а помощь собственникам в управлении домом. Важно выстроить с жителями результативное взаимодействие, обеспечить условия, когда именно они управляют собственным домом.
Мы предлагаем жителям возможность проведения собраний собственников в режиме онлайн. Территория первая в регионе провела общее собрание собственников с помощью онлайн-платформ Домонлайн и ГИС ЖКХ. В 2021 г. было проведено 10 таких собраний, а за первое полугодие 2022 г. — уже 15.
Территория — имеет наиболее полную базу в ГИС ЖКХ, и в этом тоже первопроходец. Каждый собственник может зайти на портал и получить информацию о своем доме: его состоянии, электронный паспорт, информацию об исполнителях услуг и пр.
— Какое значимое изменение в отрасли произошло за 18 лет?
— Счетчики тепла. Они внесли большие изменения в отрасль. У нас были счетчики тепла в одном из домов. Нам приносят показания, а на нем нули. Методологии расчета не было, приходилось считать по общим показателям. Это было несправедливо.
Появление методик привело к очевидной экономии ресурсов, но не к экономии денег. Ресурс стал дороже. Мы стали экономить тепло, но денег больше не стало. Мы не можем, как в Европе, жить при 13-14 градусах без центрального отопления. Мы привыкли, что дома должно быть тепло и комфортно, поэтому не можем экономить на тепле всем домом.
— Что пожелаете сотрудникам и клиентам?
— Сотрудникам пожелаю никогда не останавливаться на достигнутом и постоянно искать лучшее. Всегда есть повод что-то улучшить или обновить.
Клиентам я пожелаю любить свой дом, ценить его. Хоть иногда благодарить тех, кто работает на благо дома.
У меня нет сотрудников, которые бы не жили своей работой. Которые бы ночью не крутили в голове ответы на письма, варианты строительства клумбы и т. д. Они все в работе и под постоянной критикой даже за пустяки — например, когда не тот цвет у цветов в клумбе. Не думайте, что деньги — лучшая благодарность, это не так. Эмоциональные затраты не окупаются.