Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Директор магазина в 20 лет. Как сделать карьеру в ретейле

26 ноября 2021, 08:57
интервью
Директор магазина в 20 лет. Как сделать карьеру в ретейле
Фото: Настя Кеда, 66.RU
Вокруг работы в ретейле до сих пор множество стереотипов. Зачастую люди, особенно молодежь, рассматривают этот вариант в последнюю очередь.

Героиня нашего интервью Мария Кожевникова тоже расценивала «Пятёрочку» как подработку — только на время летних каникул в колледже. Но в итоге осталась. Уже в 20 лет она стала директором магазина в Нижнем Тагиле. О том, что помогает делать карьеру и каково быть молодым руководителем, Мария рассказала журналисту 66.RU.

— Куда вы пошли после окончания школы?

— До девятого класса я училась в кадетской школе. Потом поступила в Нижнетагильский горно-металлургический колледж на автомеханика. У меня был интерес к машинам. Хотела получить профессию, которая пригодится в обычной жизни. Я была единственной девушкой среди 24 парней. В деканате меня сразу назначили старостой группы.

— Почему пошли работать в «Пятёрочку»?

— Мне исполнилось 18 лет, и я искала работу на время летних каникул. В автомастерскую не брали, потому что производственная практика у нас начиналась только через полгода. Знакомая предложила пойти в «Пятёрочку» продавцом-кассиром. Знаете, еще в детстве я любила играть в магазин, меня привлекала работа продавца-кассира. Мне нравилось наблюдать, как ловко женщины управляются с кнопками, купюрами и монетами. Тогда я рассматривала магазин как подработку. На собеседовании директор спросила меня про образование, есть ли опыт работы в торговле, готова ли я учиться, попросила описать мой характер. Мы оформили срочный трудовой договор, так как осенью я планировала вернуться к учебе.

— Чем запомнились первые дни работы?

— Сложно было только первый день стажировки. Я боялась кассы, покупателей, так как сама по себе не очень общительный человек. Но меня поддержали руководитель и наставник. Научили, как разговаривать, не стесняться незнакомых людей. Работу за кассой освоила за час. Когда пришло время обслужить первого покупателя, то забыла все приветственные фразы и вопросы. За спиной стояла наставник, успокаивала и подсказывала — что за чем говорить. Поддержала и женщина-покупатель. Так в первый день освоила основной функционал продавца-кассира. Мне повезло оказаться в слаженном и доброжелательном коллективе. Коллеги мне помогали, хвалили. Домой пришла в полном восторге и с нетерпением ждала второй день.

— Как родные отнеслись к вашему решению работать продавцом в магазине?

— Родители не возражали. Они спокойно приняли мое желание выйти на работу. Просили только не бросать учебу и стараться совмещать без ущерба занятиям.

— Как вас встретили в коллективе? Удалось преодолеть смущение, общаясь с незнакомыми людьми?

— Магазин у нас был маленький, в него годами ходят одни и те же люди, которые живут в окрестных домах. Все друг друга знают и общаются по-соседски. Меня приняли как родную. Я работала по 12 часов два дня подряд, потом два выходных. Работа чередовалась: разбор паллет, выкладка товара, обслуживание гостей за кассой.

Фото: предоставлено 66.RU пресс-службой Пятёрочки

— Вы не собирались оставаться в магазине после окончания каникул, но изменили решение. Почему?

— Работа меня увлекла. В конце августа, перед началом учебы, мой руководитель вызвала меня и предложила подобрать индивидуальный график, чтобы я смогла совмещать работу с занятиями. Утром я ходила на пары, а потом с 14 до 23 — в магазин. Но при такой занятости очень уставала и не успевала выполнять домашние задания. Поэтому я пришла к директору колледжа и попросила его перевести меня на свободное посещение. Он согласился при условии, что у меня не будет проблем с учебой. Педагоги меня поддержали, потому что была на хорошем счету. Я вернулась к привычному графику работы — два через два. Могла бы выбрать один через три, чтобы больше времени уделять учебе, или еще какой-то другой. Этим работа в «Пятёрочке» удобна, особенно для студентов: руководство всегда пойдет навстречу — можно договориться и согласовать оптимальный вариант.

— Какие открытия в себе сделали, освоив работу продавца-кассира?

— Оказывается, люблю общаться с незнакомыми людьми и легко с ними знакомлюсь. Поговорить с четырьмя сотнями посетителей за один день — это не проблема. Выяснилось, что больше работы за кассой мне нравится работа в зале — помогать покупателям с выбором, заниматься выкладкой, придумывать новые варианты размещения товара на полках, тематически их оформлять. Со своими идеями я нередко шла к руководителю. Ко всем предложениям она внимательно прислушивалась, и самые удачные, от которых, как она считала, будет толк, мы воплощали в жизнь.

— Руководители замечают активных сотрудников?

— Директор магазина оценила мои способности и желание развиваться, предложила пройти обучение на администратора. К тому моменту лекции в колледже уже закончились, началась преддипломная практика. Утром я красила автомобили в сервисе, а днем ездила на занятия к тренинг-менеджеру. Она учила управленческим навыкам: как общаться с персоналом, принимать новых сотрудников. Карьерный рост означал для меня смену магазина. Привыкание к новому коллективу, ответственность за подчиненных — к этому я не была готова. Однако супервайзер и мой руководитель убедили меня, что надо развиваться и двигаться дальше.

— Вы сдавали экзамен на администратора?

— Да, но не в общепринятом смысле. Не было билетов и строгой экзаменационной комиссии. Но я все равно очень нервничала. Испытание проходило так: сначала тестовая работа, а потом собеседование, это оказалось легко для меня. В то же время, в июне 2020 года, я защитилась и получила диплом слесаря по ремонту автомобилей. Понимала, что работать по специальности не буду, останусь в «Пятёрочке». Это для меня то место, где хочу развиваться и строить карьеру.

— В 19 лет вы пришли администратором в новый коллектив. Трудно было заработать авторитет среди старших коллег?

— Сначала было непросто. Супервайзер поставила мне задачу набрать коллектив и подготовиться к ревизии. Директора не было, и рассчитывать приходилось только на свои силы. Я знала основные принципы работы, но все равно боялась ошибиться, поэтому по сто раз звонила своему бывшему руководителю. Но ни на минуту не пожалела, что приняла решение перейти на должность администратора. Мне нравились новые задачи, сложности, которые приходилось преодолевать. Много работала в зале вместе с продавцами, внимательно их выслушивала, принимала дельные предложения, приезжала помочь в свой выходной, хотя могла этого и не делать — этим и заработала авторитет. Все вместе мы исправили сложную ситуацию, и ревизия прошла успешно.

Фото: предоставлено 66.RU пресс-службой Пятёрочки

Практически сразу меня пригласили администратором в «Пятёрочку», которая только готовилась к открытию. Для меня это стало еще одним новым опытом, поэтому согласилась охотно. Трудиться пришлось очень много. Коллектив подобрался неравнодушный и творческий. 28 августа 2020 года мы открыли двери для покупателей. На этот раз моя компетентность уже ни у кого не вызывала сомнений.

Через год наш супервайзер решила, что мне пора обучиться на директора магазина. Это было неожиданно. Еще раньше я распланировала свою жизнь: выйду замуж, рожу ребенка, через полтора года выйду из декретного отпуска и начну строить карьеру в «Пятёрочке». Но это были только мечты, а стать руководителем — вполне реально. Я приступила к учебе, через месяц сдала экзамен.

— Не было опасения, что вас, двадцатилетнего директора, коллектив может не принять?

— Сомнения были. Но мне повезло: я осталась в своем родном коллективе, где в то время работала администратором. Руководитель перешла на другой объект, а меня в августе 2021 года назначили на ее место. Я отправила на учебу двух продавцов, и теперь они помогают мне. Действовала как когда-то мой первый директор. Если человек ответственный и работает с желанием, охотно помогает коллегам, то надо внушить ему мысль о карьерном росте. Потому что сам он часто не уверен в своих силах.

— Вы знакомы с коллегами из других «Пятёрочек»?

— Конечно. У нас очень развита взаимовыручка. Если магазин готовится к открытию, ревизии или где-то не хватает персонала, то его руководитель может написать в общий чат просьбу о помощи. У кого есть время и возможность — откликаются. Среди них и я. Мне нравится помогать и решать сложные задачи. А еще это возможность познакомиться с коллегами из других торговых точек и обменяться опытом. Так мы узнаем друг о друге и можем порекомендовать кого-то в момент кадровых перестановок.

— Есть мнение, что торговля — это работа временная, пока не найдется более перспективный вариант…

— Я сама так же думала в самом начале. Так говорят только те, кто никогда не работал в этой сфере. Сюда же относятся родители, которые пророчат детям-«троечникам» работу в магазине. Среди моих знакомых таких нет. Я своим примером показала, что без специальных знаний в «Пятёрочке» можно быстро сделать карьеру. Для этого надо быть заинтересованным и иметь желание помогать коллегам вне зависимости от занимаемой должности.