Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Главный тренд — цифровизация. Топ-менеджер Уралсиба — о работе банков с бизнесом в постпандемийную эпоху

Главный тренд — цифровизация. Топ-менеджер Уралсиба — о работе банков с бизнесом в постпандемийную эпоху
Фото: Павел Жданов /РБК
Чтобы соответствовать запросам бизнеса, банкам приходится предлагать клиентам новые сервисы и форматы обслуживания. Особенно важно это стало в условиях пандемии, когда в борьбе за надежного клиента выросла конкуренция. О том, как традиционные офлайн-продукты переходят в онлайн и почему для развития важен индивидуальный подход, рассказал заместитель председателя правления, руководитель блока корпоративного и малого бизнеса банка Уралсиб Евгений Абузов.

О влиянии пандемии на бизнес

После стресса первых месяцев пандемии Уралсиб быстро перестроился и разработал новую модель обслуживания, которая больше фокусируется не на прямом взаимодействии менеджера и клиента в банковском офисе, а на дистанционном. Так, уже через пять месяцев после начала пандемии мы запустили новый мобильный банк. Также заработал круглосуточный кол-центр, появились дистанционные менеджеры, которые общались с клиентами не в отделениях, а через всевозможные удаленные каналы. Две трети наших активных клиентов за последние три-четыре месяца не ходили банк — их нужды мы закрываем дистанционно. От банка, который фокусировался на прямых продажах, мы перешли к омниканальности. В этой омниканальности мы и нашли эффективные модели как привлечения клиентов, так и работы с бизнесом.

Второй важный тренд: до 2020 года Уралсиб привлекал сторонние компании для доработки цифровых сервисов. В пандемию банк стал нанимать на работу гораздо больше IT-специалистов, чтобы разработка велась внутренними силами. В результате мы получили гораздо более сжатые сроки запуска новых продуктов: сейчас фактически каждые три месяца делаем новые релизы как в мобильном, так и в интернет-банке.

О восстановлении бизнеса

Поскольку большую долю в балансе банка занимает работа с малым бизнесом, то мы решили даже в пандемию лояльно относиться к текущим кредитующимся клиентам. Для поддержки бизнеса банк использовал как государственные программы (например, реструктуризацией воспользовались 20% клиентов), так и собственные. Как итог — малый бизнес восстановился, и в этом сегменте с начала 2021 года наш кредитный портфель вырос на 70% — такого не было шесть лет.

Фото: Павел Жданов /РБК

О запросах клиентов

В первую очередь это кредитование малого бизнеса. Как я уже говорил, за девять месяцев 2021 года прирост составил 70%. По итогам года, думаю, этот показатель составит 100%.

Еще один продукт — лизинг. Мы видим по всему сегменту, что объемы выдаваемого лизинга растут очень сильно, и связываем это с тем, что бизнес стал чаще закрывать свои потребности за счет этого продукта. Лизинг позволяет гораздо большему количеству клиентов профинансировать свои капитальные затраты, потому что требования по кредитам более жесткие и лизинг фактически расширяет доступ малого бизнеса к получению финансирования.

Третий момент — взаимодействие с компаниями, которые работают по госконтрактам. За девять месяцев 2021 года мы выдали малому бизнесу такое же количество гарантий, как за весь прошлый год. Потребность в этом продукте есть, и банк активно его развивает.

Фото: Павел Жданов /РБК

О новых предложениях

На днях мы запустили пакет услуг «Макс» для малого бизнеса, в который заложили довольно большое количество услуг за небольшую стоимость. Нам кажется, что это очень выгодный пакет для малого бизнеса. Для нас он — практически на грани рентабельности, но это интересное предложение для бизнеса, и мы сделали много усилий по изменению своих процессов, чтобы этот продукт запустить.

Об индивидуальном подходе

Одно из главных конкурентных преимуществ банка в работе с малым бизнесом — кастомизация и разработка пакетных предложений для отдельных сфер и направлений.
Уралсиб всегда был универсальным банком, и сегодня мы «собираем» предложения и пакеты для разных отраслей. Потому что потребности медицинской отрасли очень сильно отличаются от потребностей розничной торговли, а потребности производственной компании отличаются от потребностей парикмахерской возле дома. И поэтому здесь, скорее, важен не запуск новых продуктов, а то, как мы скомпоновали предложение для какого-то отдельного сегмента.

Фото: Павел Жданов /РБК

О цифровизации

Основной запрос клиентов — получение продуктов в цифровом формате. И Уралсиб работает над тем, чтобы перенести максимальное количество продуктов в дистанционный формат.

Изначально, как и большинство банков, Уралсиб был офлайновым с точки зрения обслуживания клиентов. Несколько лет назад появилось четкое понимание того, как выстроить процессы по переходу в онлайн. При этом мы хотим оставаться банком, с которым можно взаимодействовать как офлайн, так и онлайн, но стараемся, чтобы клиент получал продукты в дистанционном и цифровом формате по максимуму.