Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

В борьбе за клиента качество будет важнее цен. Топ-менеджер Уралсиба — о будущем банковской розницы

21 сентября 2021, 09:00
Новости партнеров
В борьбе за клиента качество будет важнее цен. Топ-менеджер Уралсиба — о будущем банковской розницы
Фото: предоставлено 66.RU партнером публикации
В первом полугодии 2021 года, несмотря на пандемию и падение экономики, банки увеличили прибыль вдвое, заработав 1,2 трлн рублей. Важную роль в кредитном портфеле банков играет розница. Только в августе россияне оформили более 2 млн потребкредитов — это рекордный показатель. О том, как развивается банковский розничный бизнес, что ждет рынок в ближайшем будущем и какие кредитные продукты в будущем могут исчезнуть, рассказал заместитель председателя правления, руководитель розничного бизнеса банка Уралсиб Станислав Тывес.

О пандемии и цифровизации

Ключевые изменения, которые произошли в нашем бизнесе за прошлый год, — диджитализация и усовершенствование процессов обслуживания клиентов. Курс на цифровизацию банки, в том числе и Уралсиб, взяли пять-шесть лет назад и в основном фокусировались на онлайн-выдаче потребкредитов. Но пандемия дала возможность сделать колоссальный «цифровой» рывок, прежде всего с точки зрения развития курьерской доставки карт, оформления пассивных продуктов, накопительных счетов, дебетовых карт онлайн.

Сейчас в Уралсибе порядка 30% кредитов выдается онлайн, в будущем году мы планируем довести эту цифру до 50%. Процедура — безбумажная, достаточно заявки в приложении, и после одобрения деньги поступают на счет.

Онлайн доступен и в ипотеке. Благодаря дистанционным сервисам, которые развивает банк, покупку квартиры у застройщика в ипотеку можно оформить полностью удаленно. Не нужно ходить ни к застройщику, ни в банк, все подписание сделки и регистрация происходят удаленно. Пока клиенты еще присматриваются к этим возможностям, и доля полностью удаленных сделок не превышает 10%. Однако в течение трех лет эта цифра может вырасти до 50%.

Еще один пример цифровизации и быстрого реагирования на новые запросы клиентов — карта «Прибыль», которую Уралсиб обновил и вывел на рынок в мае прошлого года, практически в самый разгар пандемии. При модернизации продукта ориентировались на самые популярные запросы клиентов — высокий процент на остаток, кэшбэк за покупки, возможность оформить онлайн на сайте и получить на дом с курьером. Как показала практика, новые возможности клиенты оценили — половина карт заказывается дистанционно, и большую их часть доставляют курьерской доставкой.

Фото: предоставлено 66.RU партнером публикации

О кредитном буме

Взрывной рост спроса на кредиты — один из самых заметных трендов 2021 года. Главные факторы этого роста — отложенный на время пандемии спрос, снижение ставок и льготные госпрограммы. В итоге в 2021 году мы видим серьезный рост кредитных портфелей во всех продуктах: и в потребительском кредитовании, и в ипотеке, и в автокредитовании. Вся отрасль показывает рекордные цифры по объемам выдач.

Клиенты поняли, что ситуация с ковидом не закончится завтра и послезавтра — какие-то ограничения все равно будут существовать, — и вернулись к привычной жизни и к тратам. А программа льготной ипотеки вызвала рост числа ипотечных сделок. Благодаря госпрограммам ипотечный рынок обновил рекорды. Так, Уралсиб выдал по госпрограммам поддержки ипотечного кредита более 10 тысяч кредитов на общую сумму 35 млрд рублей.

Однако после изменений условий льготной программы спрос замедлился, выдачи с июня сократились на 20%, в это же время остановили свой рост и цены на жилье — в Уралсибе видят это на примере сделок, которые проходят через банк.

В связи с этой ситуацией на рынке, перед человеком, который задумался о покупке жилья или улучшении жилищных условий, встает резонный вопрос: брать ипотеку сейчас или подождать? Здесь многое зависит от конкретной ситуации. Если покупка может подождать и вопрос несрочный, то лучше выждать какое-то время, поскольку на горизонте двух-трех лет тренд на снижение ставок может возобновиться. Но если ситуация неотложная (свадьба, рождение детей, другие обстоятельства, требующие срочной покупки) — то, конечно, надо брать. А если клиент соответствует критериям льготных программ — тут даже задумываться не надо, сейчас хороший момент для сделки.

Фото: предоставлено 66.RU партнером публикации

Об изменении кредитной политики

В марте-апреле 2020 года банковский сектор ужесточил кредитную политику. В первую очередь большие опасения были по поводу сегмента малого бизнеса. Однако ситуация оказалась гораздо позитивнее, чем прогнозировали эксперты в самый разгар пандемии. К лету 2020 года ситуация стала выравниваться, а к концу года банки ослабили требования к заемщикам, рос средний чек кредита, ослаблялись требования по риску и кредитной истории, и это вызвало рост потребительского кредитования.

Сегодня мы аккуратно относимся к лимитам, которые даем заемщикам в рамках потребительского кредита. По крупным лимитам (например, в ипотеке) значительно ослаблять требования не будем, при этом по мелким чекам до 600 тыс. рублей мы стараемся упростить людям жизнь, минимизировать наши требования к пакету документов. Там, где возможно, выдаем деньги по паспорту.

О новых банковских инструментах

С учетом того, что ключевая ставка растет, мы наблюдаем переток из депозитов в иные инструменты. Это как классические банковские инструменты (накопительные счета, дебетовые карты с начислением на остаток), так и инвестиционные продукты (брокерские счета, акции, облигации). Процесс довольно логичен, потому что когда ставка идет вниз, люди пытаются фиксировать ставкой по вкладу это падение, а когда ставка идет вверх, лучше держать деньги на коротких инструментах. На тех же дебетовых картах, накопительных счетах. Потому что деньги приходят по накопительным счетам по итогам месяца, и их можно переложить, а в условиях роста ставки это неплохая идея. По дебетовой карте вообще ежедневное начисление процентов идет. Эта тенденция, я считаю, сохранится в будущем.

Фото: предоставлено 66.RU партнером публикации

О конкуренции

В ближайшем будущем банки будут биться за клиентов не только ценой, но и качеством тех процессов и путей, которые они предоставляют. В дистанционных каналах и банковских приложениях борьба идет уже не только за минуты, а буквально за то, сколько кнопок нужно нажать. Ценовая конкуренция на банковском рынке сохранится, но уйдет на второй план. Основой конкурентоспособности станет качество сервиса, который банк предоставляет, а также кастомизация обслуживания, удобство и качество консультаций, которые получает клиент.