Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Между ФСБ и заводом я выбрал завод». Где рабочих учат тайм-менеджменту и управлению персоналом

2 ноября 2020, 08:00
Новости партнеров
«Между ФСБ и заводом я выбрал завод». Где рабочих учат тайм-менеджменту и управлению персоналом
Фото: предоставлено 66.RU пресс-службой ВИЗ-Стали
Треть жизни — десять лет — Сергей Лямин проработал на заводе. Точнее, на ВИЗ-Стали — крупнейшем в Европе производстве по выпуску трансформаторного проката. В прошлом году этот высокий улыбчивый парень стал лучшим мастером предприятия. Как судьба привела его на завод, и не жалеет ли он об этом 66.RU рассказал сам Сергей.

— На ВИЗ-Сталь я пошел по совету мамы. Она полжизни трудилась на этом заводе, была контролером ОТК. Признаться, никогда не думал, что пойду по ее стопам. Работой мамы в детстве особо не интересовался — у меня в то время были совсем другие увлечения. Завод меня интересовал с чисто практической точки зрения — аппетитными пирожками из заводской столовой, которые мама приносила с работы. Я до сих пор — хотя сколько лет прошло! — помню их вкус.

Когда вернулся из армии и стал думать, куда устроиться на работу, выбирал между заводом и службой в ФСБ, куда меня позвали после демобилизации. Мама была за завод. Говорила, что между старыми советскими и современными российскими предприятиями — большая разница. Рассказывала, что ВИЗ-Сталь выпускает один из самых высокотехнологичных металлов — трансформаторный прокат для сложного энергооборудования, который покупают компании с мировыми именами из 40 стран. Объясняла: завод — это стабильная работа, приличная зарплата, мощный соцпакет. А главное — перспективы карьерного роста. Убеждала меня, что стоять десять лет у одного станка не придется. Если будет желание учиться новому и расти, на заводе всегда дадут шанс и помогут им воспользоваться. И убедила.

Цех длиной в километр

На работу в цех холодной прокатки вышел в декабре 2010 года. Хотя слово «цех» не передает всего масштаба производства. Наш ЦХП огромный: длиной в километр и уходит под землю на 3-4 этажа. Просто дух захватывает. Помню одно из первых своих впечатлений: необычный запах, который встретил меня в цехе. Такой бывает только на заводе. Это пахнет металл.

Я решил сразу освоить главную на ВИЗ-Стали профессию — вальцовщика. Работал на прокатном стане — агрегате длиной несколько метров, в котором валки под давлением раскатывают металл на нужную толщину. На первый взгляд все кажется просто. Но это только на первый. На самом деле трансформаторная сталь — один из самых сложных видов металлопродукции. Чтобы получить нужные электромагнитные свойства, она проходит более десятка технологических этапов обработки, которые занимают не меньше двадцати дней работы.

«Между ФСБ и заводом я выбрал завод». Где рабочих учат тайм-менеджменту и управлению персоналом
Фото: предоставлено 66.RU пресс-службой ВИЗ-Стали

Металл c ВИЗ-Стали используют в каждом десятом трансформаторе в мире и в каждом втором в России.

Задача вальцовщика — правильно подготовить сталь к прокатке: раскатать рулон-заготовку толщиной 2,5 мм в одну длинную полосу толщиной меньше полмиллиметра и длиной — сколько бы вы думали? — четыре километра! Причем толщина полосы должна быть постоянной — это очень важно, чтобы на следующем участке металлу смогли придать нужные свойства.

Приходится учитывать все — расположение валков в прокатном стане, силу, с которой они давят, температуру, толщину металла. Причем учитывать очень точно. Есть такое выражение – «миллиметры ловить». Так вот, в процессе прокатки мы «ловим» даже не миллиметры, а сотые их доли. Одна грубая ошибка может обернуться большими убытками для всего завода.

«Половину смен работал по ночам»

Работа было непростая. Особенно тяжело приходилось по ночам. Завод работает непрерывно, поэтому половина всех смен начиналась в восемь вечера и заканчивалась в восемь утра. Но ничего, постепенно втянулся. Помогло то, что коллектив на участке отличный и работать было интересно. На ВИЗ-Стали многое оказалось в новинку. Когда учился в Екатеринбургском машиностроительном колледже, проходил практику на местных заводах: №9, имени Калинина, Уралмаше. Но там везде работали на простых станках. Здесь — на сложнейших прокатных станах.

Мне хотелось побыстрее во всем разобраться. Самостоятельно изучал оборудование, приставал с вопросами к своему наставнику. Ему, конечно, надо сказать отдельное спасибо. Не знаю, был бы я сегодня и. о. мастера участка, если бы не его помощь в те первые месяцы. К сожалению, этого человека уже не стало… Теперь я сам «возвращаю долги»: уже два раза был наставником для молодых ребят, учил их профессии, рассказывал об оборудовании, особенностях технологии, о нашем заводе.

На ВИЗ-Стали это стандартная практика — здесь каждого нового сотрудника закрепляют за опытным мастером. Это сильно помогает, особенно на первых порах, когда вокруг пока еще незнакомые люди, сложное оборудование и ты не знаешь, к кому обратиться за советом. Такая помощь для новичка дорогого стоит. Даже не представляю, насколько сложнее приходится молодым ребятам на производствах, где такой практики нет.

«На заводе не используют человека, а помогают развиваться»

Через полгода работы отправился в первую командировку. Вместе с еще десятком коллег уехал на учебу на Новолипецкий металлургический комбинат (ВИЗ-Сталь входит в Группу НЛМК со штаб-квартирой в Липецке. — Прим. ред.). Там мы жили и работали целый месяц, осваивали новый реверсивный прокатный стан, который уже работал на НЛМК и который вскоре после этого запустили на ВИЗ-Стали.

В Липецке я, наверное, впервые понял главное в своей работе. Я попал не просто на завод, а стал частью огромной международной компании с десятками производств по всей стране и за рубежом, десятками тысяч рабочих. Понял, каким должен быть настоящий завод — крупным, с современным оборудованием. Местом, где у человека есть перспективы, где его не используют просто как дешевую рабочую силу, а заботятся о каждом сотруднике, дают возможность расти и развиваться. Причем не только в профессиональном плане.

Например, я нигде не видел такой заботы о здоровье рабочих, как на ВИЗ-Стали. Здесь активно развивают спорт, два раза в год — ко Дню Победы и Дню металлурга — проводят спартакиады по 12 видам спорта: от шахмат до тяжелой атлетики. Я всегда участвую в них, играю в футбол и волейбол. Заводская команда каждый год ездит на Корпоративные игры Группы НЛМК в Липецке. Эти соревнования — Олимпиада в миниатюре. На последние игры летом 2019 года съехались 500 человек со всех российских предприятий компании. Мы с напарницей принесли ВИЗ-Стали «бронзу» в бадминтоне.

«Между ФСБ и заводом я выбрал завод». Где рабочих учат тайм-менеджменту и управлению персоналом
Фото: предоставлено 66.RU пресс-службой ВИЗ-Стали

Два месяца тренировок — и команда на пьедестале почета. Фото из архива ВИЗ-Стали.

Кроме того, на заводе действуют свои тренажерные залы, есть стадион с футбольным полем и баскетбольной площадкой. Хочешь — занимайся здесь, хочешь — ходи в любой фитнес-зал или бассейн: ВИЗ-Сталь оплатит часть расходов.

Академия Adidas на заводе

Возможность заниматься спортом существует не просто «для галочки» — руководство само старается заинтересовать людей, убедить следить за своим здоровьем. Например, для самых инициативных и спортивных сотрудников есть возможность стать менеджером здоровья. Эти люди собирают спортивные команды из заводчан, устраивают соревнования.

Хотя к должностным обязанностям эта общественно-полезная нагрузка отношения не имеет, относятся к ней очень серьезно — и сами «менеджеры», и руководство завода. Для ребят даже проводят специальное обучение, и не кто-нибудь, а сотрудники Академии Adidas. Они учат, как подобрать наиболее подходящий для каждого человека вид спорта, как замотивировать его начать заниматься и не дать эти занятия бросить. Рассказывают, как наладить правильное питание, сплотить команду, организовать спортивный турнир.

Я сам загорелся идеей стать менеджером здоровья. Пока не получилось — очередной набор отложили из-за коронавируса. Но идею не оставил. Когда пандемия закончится, освою и эту «профессию».

Банк идей

Такой же подход на заводе к личностному и профессиональному развитию работников. Людям не просто дают возможность расти — хотя уже одно это дорогого стоит, — но и мотивируют к росту. Например, регулярно проводят конкурсы профмастерства. Я сам трижды участвовал в них. Впервые — лет 5-6 назад, когда сразу стал лучшим стропальщиком.

Другой пример — банк идей по улучшению производства и бизнес-процессов, который действует в Группе НЛМК. За каждую инициативу, которая пошла в работу, платят вознаграждение. Если она оказалась стоящей и помогла заводу хорошо сэкономить или, наоборот, заработать, то получаешь дополнительную премию.

В банке идей есть и несколько моих. Последнюю инициативу мы разработали с начальником прокатного участка Игорем Михайловым. Нужно было улучшить проходимость швов на полосе металла, которые делает сварочная машина. Для этого изучали техдокументацию, перерыли интернет, вышли на производителей оборудования. В итоге придумали, как решить проблему. Внедрение нашей идеи помогло не только достичь планового показателя, по которому мы отставали, но и перевыполнить его на 15%.

«Между ФСБ и заводом я выбрал завод». Где рабочих учат тайм-менеджменту и управлению персоналом
Фото: предоставлено 66.RU пресс-службой ВИЗ-Стали

Та самая сварочная машина, над которой «колдовали» Сергей Лямин и Игорь Михайлов

«Будущих лидеров ищут среди рабочих»

До того, как пришел на ВИЗ-Сталь, я даже не думал, что завод может быть такой благодатной почвой для человека, который хочет расти и развиваться. Здесь для этого не просто создают условия, но и постоянно ищут активных и перспективных сотрудников. Из них составляют кадровый резерв и, в первую очередь, отправляют на обучение. Для каждого составляют свою особую программу — с учетом способностей и желаний, сильных и слабых стороны, которые определяют с помощью специальных тестов. Учат уже не профессии, а управлению персоналом, тайм-менеджменту, основам экономики предприятия. Из вчерашних рабочих делают завтрашних заводских лидеров.

Зачем это нужно ВИЗ-Стали? Здесь не ищут специалистов на стороне, людей, которые могут уйти также легко, как пришли. Здесь управленческие кадры выращивают внутри предприятия. И прикладывают для этого очень серьезные усилия.

Чтобы найти и помочь раскрыться самым перспективным работникам, используют разные способы: корпоративные конкурсы «Мастер года», «Молодой лидер», «Инженер года» и другие.

«Если хочешь расти — здесь обязательно помогут»

В последнем «Мастере года» я участвовал первый раз — и сразу победил. Шел конкурс шесть месяцев, испытания были самыми разными: от тестирования и спортивного этапа до деловой игры и презентации собственного технического проекта. Помогло то, что в финале выбрал правильную тему для проекта — технику безопасности.

«Между ФСБ и заводом я выбрал завод». Где рабочих учат тайм-менеджменту и управлению персоналом
Фото: предоставлено 66.RU пресс-службой ВИЗ-Стали

Лучший мастер завода — Сергей Лямин. Фото из архива ВИЗ-Стали.

Правильной она оказалась по двум причинам. Во-первых, ТБ и охране труда на ВИЗ-Стали уделяют огромное внимание. Во-вторых, эта тема была мне близка. За десять лет работы на заводе много раз участвовал в месячниках по технике безопасности. Сперва как вальцовщик, потом как мастер. Поэтому я знал, где и что можно усовершенствовать. Я предложил оптимизировать процесс ознакомления с обязательными инструкциями по ТБ с помощью корпоративного портала. Чтобы любой сотрудник даже с телефона мог зайти на корпоративный портал, повторить правила, сразу сдать тест и получить доступ к работе. Идея понравилась. Надеюсь, ее скоро воплотят в жизнь.

После победы на конкурсе я автоматически попал в кадровый резерв, вскоре получил новую должность — и. о. мастера участка. Теперь отвечаю уже не за одну смену, а за все. Вместе с начальником участка планирую работу, готовлю задание для каждой бригады. Забот прибавилось — но и зарплата выросла.

«Между ФСБ и заводом я выбрал завод». Где рабочих учат тайм-менеджменту и управлению персоналом
Фото: предоставлено 66.RU пресс-службой ВИЗ-Стали

Два с половиной года назад Сергей стал и. о. мастера смены. Сегодня он уже и. о. мастера участка.

То, что это не последняя ступень карьеры — точно. Я с самого начала знал, что простым рабочим всю жизнь не буду. Хотел развиваться и узнавать новое. Подниматься по карьерной лестнице. Потому и выбрал ВИЗ-Сталь.

Своими планам пока делиться не буду, но уже знаю, как их воплотить. Даже если по каким-то причинам не получится сделать этого на ВИЗ-Стали, можно попробовать свои силы на других предприятиях Группы НЛМК — примеры есть. Главное не бояться. Мама правильно говорила: если хочешь расти — здесь тебе помогут.