Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Цифровые ресурсы вуза и оборудование завода. Как новые технологии развивают компетенции работников

5 декабря 2019, 09:53
Новости партнеров
Цифровые ресурсы вуза и оборудование завода. Как новые технологии развивают компетенции работников
Фото: Ирина Смирнова для 66.RU
Проект создания цифровой платформы центра опережающей профессиональной подготовки Свердловской области был представлен на выездном заседании Комитета Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей по развитию профессионального образования и трудовым ресурсам. Заседание прошло на Cинарском трубном заводе (СинТЗ) в Каменске-Уральском.

Уральский федеральный университет (УрФУ), выступающий разработчиком digital-продукта, активно сотрудничает с предприятием в Каменске-Уральском. В данном случае речь идет о сочетании материально-технической базы, цифровых образовательных ресурсов вуза и оборудования предприятия. Такой смешанный формат обучения позволит теоретическую базу изучать через онлайн-курсы и цифровые ресурсы, а практику проходить, к примеру, на таких учебных полигонах, как тот, что сейчас действует на Синарском трубном заводе.

Учебный полигон завода работает уже год. Здесь занимаются студенты местных техникумов и сотрудники самого предприятия, желающие повысить квалификацию. Полигон — это образовательная площадка, кампус корпоративного университета ТМК2U Трубной металлургической компании (в которую входит СинТЗ).

Фото: Ирина Смирнова для 66.RU

Здесь установлено оборудование, максимально адаптированное к тому, что есть на заводе. Виртуальные тренажеры-двойники на 100% имитируют настоящие станки, на которых изготавливаются трубы; панели управления полностью идентичны тем, что стоят в цехах, а установленные на компьютерах программы моделируют различные ситуации, которые могут происходить за смену. Главное отличие учебного цеха от настоящего заводского — здесь тихо и светло, как в обычном офисе, и не пышут жаром только что изготовленные трубы.

Фото: Ирина Смирнова для 66.RU
Фото: Ирина Смирнова для 66.RU
Фото: Ирина Смирнова для 66.RU

Благодаря виртуальным станкам студенты техникумов, не достигшие 18 лет, которым запрещено работать на опасном и тяжелом производстве, могут проходить производственную практику практически в реальных условиях. Кроме того, время обучения профессии сводится к минимуму, а для новичков, приходящих на завод, после полигона не нужен адаптационный период.

Фото: Ирина Смирнова для 66.RU

Здесь же в учебных классах занимаются сотрудники предприятия, повышающие квалификацию: автоматизация производства требует новых навыков и без обучения — никак. Рабочие также получают вторую профессию.

Разработка и внедрение образовательного процесса, передовое оборудование и непрерывное обучение студентов стоит недешево. Но многие предприятия вкладываются в это, потому что обучать кадры таким образом дешевле, чем допускать неподготовленных людей на производство: испорченный металл, поломка и простой оборудования будут выходить гораздо дороже. «В конце концов, все это окупается: завод получает качественные кадры, а сама металлургическая промышленность — развитие», — говорит начальник управления развития и привлечения персонала Синарского завода Сергей Каширин.

Фото: Ирина Смирнова для 66.RU

На практику СинТЗ берет всех студентов техникумов, а самых лучших «перекупает» еще на третьем-четвертом курсах: с ними заключают договор, платят им повышенную стипендию, а после окончания учебы — сразу берут работать на завод. Имея диплом ссуза, молодые люди также получают документ о присвоении профессии с разрядом, который выдает комиссия завода. Безусловно, не все новички готовы к труду в тяжелых условиях в цехах и могут увольняться, но текучесть кадров среди работников первого года — всего 12%.

За год работы полигона завод в пять раз увеличил поток студентов, которые получают здесь практические навыки. По словам директора по управлению персоналом СинТЗ Евгения Воротникова, в год здесь смогут обучаться до 600 человек. При этом прийти сюда сможет любой человек с общим или средним образованием, и его обучат востребованной профессии — было бы желание потом работать на заводе.

Сейчас на СинТЗ самые востребованные профессии — рабочие: нужны машинисты крана, стропальщики, сортировщики-сдатчики металла, резчики труб и заготовок, контролеры в производстве черных металлов. Сегодня одним из новых профессиональных направлений в диагностике работы оборудования является «Мехатроника и мобильная робототехника». Вскоре завод совместно с Каменск-Уральским политехническим колледжем запустит соответствующую образовательную программу.

Фото: Ирина Смирнова для 66.RU

На СинТЗ работают около 6 тысяч человек, у многих рабочих — высшее образование. Но для начала карьеры на заводе достаточно иметь средне-профессиональное образование, и повышать квалификацию уже работая. Сергей Каширин вообще уверен, что предприятия сейчас нуждается в высококвалифицированных сотрудниках рабочих специальностей, в том числе с высшим образованием. Для этого необходимо создавать условия для возвращения молодежи после вузов на предприятие.

Фото: Ирина Смирнова для 66.RU

Для решения кадровых проблем СинТЗ направляет много сил на повышение квалификации персонала и обучение рабочих на своем полигоне, а также сотрудничает с УрФУ, профильным институтом РосНИТИ и со всеми учебными заведениями Каменска-Уральского. Например, студенты УрФУ проходят здесь лабораторные практики, изучают технологии трубопрокатного стана; вместе с вузом завод разрабатывает обучающие программы, в том числе онлайн. Такое взаимодействие бизнеса и образовательных учреждений, подготовка компетентных специалистов под конкретные нужды предприятий — возможно, единственный выход для развития кадрового потенциала.

По словам руководителя по качеству УрФУ, члена комитета СОСПП Владимира Шаврина, практика взаимодействия бизнеса и образования на примере использования учебного полигона Синарского трубного завода успешна и может быть масштабирована на других предприятиях Свердловской области.