Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Ласточка» летит в другие регионы. Министр транспорта лично проверил готовность уральских электропоездов

7 сентября 2017, 17:26
репортаж
«Ласточка» летит в другие регионы. Министр транспорта лично проверил готовность уральских электропоездов
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU
Глава Минтранса РФ Максим Соколов осмотрел производственную площадку завода «Уральские локомотивы» в Верхней Пышме, на которой собирают «Ласточку», и попробовал себя в роли машиниста электропоезда.

Завод «Уральские локомотивы» в субботу работал как обычно: рихтовщики обрабатывали профиль, из которого делают вагоны «Ласточки», станочники следили за тем, как станки с ЧПУ вытачивают нужные детали, специалисты лакокрасочного участка готовили к работе покрасочные камеры... Необычным был только один момент: большая правительственная делегация во главе с министром транспорта РФ Максимом Соколовым и врио губернатора Свердловской области Евгением Куйвашевым.

Фото: Константин Мельницкий; 66.RU

На «Уральские локомотивы» Евгений Куйвашев и Максим Соколов приехали сразу после своего 10-километрового велозаезда на открытии ЕКАД. Их футболки и джинсы несколько дисгармонировали с деловыми костюмами прочих членов делегации, зато выделяли на их фоне лидеров.

Экскурсию по производству провел лично генеральный директор завода Александр Салтаев. Впрочем, собственно производственная площадка была не первым пунктом осмотра. Вначале гостям презентовали центр мониторинга подвижного состава.

Фото: Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU

На этих экранах можно увидеть все выпущенные на «Уральских локомотивах» электровозы (их более 900) и составы электропоездов «Ласточка», курсирующие по железным дорогам России. Сегодня «Ласточек» уже 74. Большая их часть работает на Московском центральном кольце, несколько — в Ленинградской области, еще четыре курсируют по рельсам нашего региона. Два состава стоят в ангарах «Уральских локомотивов», готовые вот-вот отправиться к месту эксплуатации.

Василий Скворчук, начальник департамента информационных технологий предприятия «Уральские локомотивы»:

— Систему диспетчеризации «Умный поезд и умный электровоз» мы разработали собственными силами и внедрили полтора года назад. Это аналитическая система, которая позволяет в режиме онлайн отслеживать местоположение любого электропоезда или электровоза, произведенного на «Уральских локомотивах», и быть в курсе всего, происходящего в нем. Это касается и видеонаблюдения за пассажирами, и, что гораздо важнее, состояния самих поездов — состав сам себя диагностирует более чем по 700 параметрам.

Все ошибки, возникающие в работе, тут же отображаются на дисплее. Диспетчеры круглосуточно находятся на связи с машинистами и могут найти решение каждой проблемы. Также система ведет паспорт составов и фиксирует все, что происходит с ними.

Фото: Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU

В диспетчерской службе работают девять человек. Смена длится 12 часов, большую часть этого времени диспетчер проводит на телефоне, консультируя машинистов и техников.

«Попасть в ряды диспетчеров сложно: берут сюда тех, кто сам какое-то время был машинистом поезда, а потом еще и поработал в сервисной службе. Наши диспетчеры, давая советы, прекрасно представляют, что и когда нужно сделать, возможно ли какие-то работы провести в полевых условиях», — пояснили в центре мониторинга.

Фото: Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU

«Сейчас одна из главных задач диспетчерской системы — наработать обширную базу знаний, которая будет действовать на опережение», — заметил Александр Салтаев.

Следующим пунктом экскурсии после центра мониторинга стало сборочное производство «Ласточек».

Фото: Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU

При входе на производство гостям выдали каски — все по технике безопасности. «Этот производственный комплекс был постороен всего за два года. На площадях в 90 тыс. квадратных метров размещено все необходимое оборудование — весь производственный процесс от сборки деталей кузова до пусконаладки поезда производится под одной крышей», — начал экскурсию Александр Салтаев.

Кузова вагонов «Ласточки» изготавливаются из специальных алюминиевых профилей. Эта конструкция дает одновременно и легкость, и прочность. Кстати, больше никто в России не умеет делать алюминиевые вагоны. Процесс сварки деталей кузова на роботизированных установках (как и ряд других уникальных навыков) изучали в Германии. Сегодня все операции проводят уральские мастера.

Один из участков цеха отделен стеклом — здесь нет людей: огромные станки с ЧПУ вытачивают необходимые детали под управлением одного оператора, который находится в отдельной кабине. «Программы для этих станков писали наши специалисты с нуля», — с гордостью заметил Александр Салтаев.

— Честно скажу, когда вы заявили, что собираетесь локализовать производство «Ласточки» на 70%, я сомневался. Думал, это вряд ли возможно. А вы говорите, сейчас уже более 80% — российское производство. Молодцы, что тут сказать, — отметил министр Соколов, наблюдая за тем, как специальный аппарат вставляет 100-килограммовое стекло в раму окна вагона.

— Они и в самом деле молодцы. Создали не просто отдельный завод, а целый машиностроительный кластер, объединили вокруг себя других производителей, — подтвердил Евгений Куйвашев.

— И это, представьте, всего за семь лет, — добавил Александр Салтаев. — Мы ведь когда начинали, здесь ничего не было. А сейчас смотрите: современнейшее производство, чистота в цехах.

Фото: Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU

Осмотрев производство, гости отправились к главной достопримечательности завода — электропоезду «Ласточка».

Этот момент стал гвоздем программы — делегация прошлась по новому, только что вышедшему с участка пусконаладки составу, оценив его уже изнутри.

— Туалет какой огромный, — отметил кто-то.

— Туалетов в составе два, — прокомментировал Александр Салтаев. — В первом, моторном вагоне и в конце. Всего в составе может быть от трех до 20 вагонов. Сейчас в большинстве поездов — пять. При полной загрузке, со стоячими местами, более 1000 пассажиров можно перевезти.

— Говорят, в ваших «Ласточках» студенты во время сессии ездят, к экзаменам готовятся: чисто, светло, столик есть, туалет опять же. Даже еду предлагают. Ходит байка, что один студент так девушке своей предложение делал: мол, давай я тебе Москву покажу — и провез ее по всему кольцу на такой электричке, — шутливо заметил министр.

Фото: Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU

Максим Соколов сам сел за пульт управления нового электропоезда и проехал небольшое расстояние по территории завода. «Пассажиром «Ласточки» бывал неоднократно, а вот управляю поездом первый раз. Понравилось!» — резюмировал министр.

Максим Соколов, министр транспорта РФ:

— Побывав на «Уральских локомотивах», могу отметить, что это действительно крупнейшее предприятие в сфере железнодорожного машиностроения, гордость не только Свердловской области, но и всей России. Предприятие не просто отвечает современным вызовам, но и во многом опережает их. При этом важно, что компания выстроила эффективные кооперационные связи с другими уральскими предприятиями, обеспечила высокую степень локализации производства и ведет серьезную работу по внедрению цифровых систем диагностики и управления транспортом. Все это позволит сделать наши поезда по-настоящему комфортными и безопасными.

Фото: Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU

Совсем недавно завод «Уральские локомотивы» презентовал «Ласточку-премиум». Это новая модификация скоростного электропоезда — повышенной комфортности. Составы рассчитаны на перемещение между крупными городами: перевозить пассажиров на расстояние до 500 км можно без дополнительного обслуживания. В каждом вагоне есть санитарный блок, кресла повышенной комфортности, розетки для зарядки мобильных устройств, информационные экраны. В поезде организован доступ в интернет по Wi-Fi. В головном вагоне оборудована зона для организации питания пассажиров, а также помещение для персонала. Теперь пассажиры смогут выбирать вагон разной классности: экономический, туристический либо бизнес-класс.