Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Будущее продуктового ритейла: почему покупатели уходят из гипермаркетов в магазинчики у дома

4 августа 2017, 13:23
Новости партнеров
2017-й год будет успешным для ритейлеров, которые делают ставку на персонализацию, IT-технологии и уникальный покупательский опыт. Об этом говорится в ежегодном исследовании глобальной корпорации Vend «Тренды и прогнозы в розничной торговле-2017». На чем еще делают акцент аналитики и какие нововведения ожидают покупателей в самое ближайшее время?

Покупатели выбирают качество, прозрачность и стабильность

В век интернета потребители в США, Европе, странах Азии хотят как можно больше знать не только о продуктах, которые приобретают, но и о магазинах, где совершают покупки. Как сказано в прогнозе, потребители начинают все больше интересоваться тем, куда идут их деньги, нежели просто товаром, который они на эти деньги покупают. Именно поэтому в гонке за покупателя выигрывают те компании, которые готовы откровенно рассказывать о происхождении предложенных на прилавках товаров, о своих поставщиках, качестве продуктов, сроках их годности. И рядовой покупатель все чаще отдает предпочтение социально ответственным компаниям.

Российские торговые сети не являются исключением. В последние годы они становятся более открытыми и лояльными к своим покупателям. Сегодня, например, в некоторых супермаркетах можно понаблюдать, как готовятся блюда, представленные на прилавках готовой продукции. В других магазинах, к примеру, в торговой сети «Пятёрочка», проводится эксперимент по внедрению блокчейн-технологий. Это позволяет исключить из продажи фальсификат молочной продукции и гарантировать высокое качество товаров. В этот тренд укладывается и внедрение в сети должности «Директора по свежести». Таким образом, сделан акцент на то, что руководитель магазина в первую очередь отвечает за качество и свежесть товара, тем самым демонстрируя лояльность покупателю.

Продавать не хлеб, а впечатления

Уже в ближайшем будущем, говорят аналитики, будут процветать торговые точки, дающие уникальный «внутримагазинный опыт» (in-store experiences). Речь идет не только о каких-то совершенно уникальных пока для России виртуальных примерочных в магазинах одежды, но и о создании в торговых точках такой атмосферы, чтобы покупателю хотелось возвращаться. Таким образом, магазины будут конкурировать друг с другом и онлайн-торговлей.

Маленькие магазины приходят; большие — уходят

Гипермаркеты постепенно теряют покупателей. Потребители хотят компактных магазинов рядом с домом, чтобы не терять драгоценное время. У небольших торговых точек есть и другие преимущества — их открытие требует меньше затрат для запуска и облуживания, они аккуратно вписываются в городскую среду, позволяя ритейлерам капитализировать потенциал густонаселенных центров.

Небольшие магазины сегодня развивают, например, IKEA или «Азбука вкуса». Ставка на формат «у дома» — одна из составляющих успеха торговой сети «Пятёрочка», которая уверенно прирастает новыми универсамами во всех регионах присутствия. Как отмечают в компании, покупатели приходят к ним снова и снова по той причине, что универсам может гарантировать высокое качество продуктов, доступные цены, предлагает скидки и промоакции. Прибавьте к этому удобную навигацию и хорошее месторасположение, и вы получите магазин, который отвечает всем основным требованиям даже самых взыскательных покупателей.

Персонализация становится все более важной для потребителей

Покупатель сегодня ждет личного подхода. Неудивительно, что потребители всё чаще готовы делиться своими данными для честных предложений лояльности или персональных стимулов вместо надоевших обобщенных и скучных вариантов. По данным Accenture, 54% потребителей говорят, что они готовы открыть ритейлерам личную информацию и свои покупательские предпочтения, чтобы в будущем получать персональные предложения. Этот показатель значительно вырос за последние два года. Подобная персонализация открывает новые маркетинговые возможности для компаний, и лидеры рынка спешат ею воспользоваться. К примеру, в российской розничной практике карты покупателя вводят в основном в сегментах супер- и гипермаркетов. Первой в своем сегменте магазинов «у дома», карты лояльности в августе 2017 года ввела торговая сеть «Пятёрочка». Карта позволяет не только накапливать баллы и учитывать их при следующих покупках, но и является основой для персональных предложений ее держателю.

Розничная торговля и технологии станут еще более неразделимыми

Развитие ритейла немыслимо без применения IT. Сбор и анализ больших данных, искусственный интеллект, интернет вещей, технологии дополненной и виртуальной реальности, — все это станет важной частью магазина будущего. Уже в ближайшее время можно ожидать первых ласточек: возможность виртуально поместить диван в собственную гостиную в магазине мебели, выслушать совет эксперта в «умной» примерочной, заказать продукты на интерактивной витрине со стеклянными тачскринами в универсаме и дождаться пока робот доставит их на кассу…

Авторы исследованию подводят итог: 2017 год — время умных и смелых. Успеха добьются компании, которые не боятся быть открытыми, внимательно следят за трендами и готовы меняться в угоду потребительским вкусам.