Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Альпари» представила обзор финансовых идей по рынку золота

1 октября 2014, 11:42
Новости партнеров
Рынок золота выглядит сбалансированным, но всё равно очень зависимым от внешнеполитической обстановки.

Цены на золото достаточно долго остаются в центре среднесрочного торгового канала. Это выглядит странным — драгоценный металл пользуется колоссальным спросом как инструмент хеджирования в неспокойные времена. Сейчас как раз такое время — но золото не растет теми темпами, которые можно было бы ожидать. Да, в начале августа 2014 года цены на золото предприняли новую попытку пройти к $1380 за тройскую унцию. Это цель, которой покупатели не могут достигнуть с марта текущего года. Но пройти к этому уровню непросто.

К концу первой августовской декады фьючерс на золото с расчётом в декабре 2014 года стоит $1319,80 за тройскую унцию. Технический анализ показывает, что котировки золота «отрисовали» правое плечо в фигуре «голова и плечи», что даёт основания рассчитывать на очередной проход в область $1280 за тройскую унцию. Но логичным было бы движение в обратную сторону, к сопротивлениям на $1380 и $1400. Однако на пути к этим целям есть несколько обстоятельств, на которые стоит обратить внимание.

Первый важный фактор — внешнеполитическая обстановка. События на Украине повлияли на котировки ещё весной, именно тогда ценник на драгметалл резко вырос. Внешнеполитические риски спровоцировали рост спроса на драгоценный металл, за январь-март стоимость золота выросла на 15%, когда протесты на Майдане активизировались, а международные реакции обострились. «Тихая золотая гавань» в очередной раз себя оправдала, но украинский фактор быстро себя исчерпал.

Проблема в том, что инвесторы быстро устают от политики. Невозможно быть всё время в напряжении — после скачка цен на золото в начале года инструмент вернулся к своему долгосрочному движению, которое было начато в 2011 году и с небольшими перерывами наблюдается до сих пор. Это скольжение вниз: за полтора года, к зиме 2014, цены на золото драматично просели на 36%, преломив тем самым десятилетний восходящий тренд.

Зимой и весной текущего года внешнеполитических новостей было предостаточно: от протестов Майдана до воссоединения Крыма с Россией. В результате второй квартал для золота завершился снижением, драгметалл растерял часть своего предыдущего прироста, подешевев еще на 3,4%.

Есть и другой внешнеполитический фактор. Это очередное обострение отношений между Израилем и Сектором Газа — напряжённость на Ближнем Востоке будет какое-то время поддерживать золотые котировки, пока конфликт не разрешится тем или иным образом.

Мало что может сравниться с макроэкономической статистикой по степени влияния на цену золота. Как правило, это статданные по США и еврозоне. Напомним, что по итогам первого квартала 2014 года ВВП США сократился на 2,1%, что стало полной неожиданностью как для инвесторов, так и для экономистов. Позже, во втором квартале, американская экономика выросла на 4%, отчасти нивелировав просадку начала года. Впрочем, ощущения от этих публикаций остались сложными: Федеральная резервная система США продолжает сокращать объемы QE3 (программы стимулирования), уже в июле 2014 года она «весила» всего $25 млрд. Америке сложно восстанавливаться после длительной фискальной «искусственной вентиляции легких», некоторые сектора экономики чувствуют себя лучше, некоторые — хуже. Стабильным выглядит рынок труда, где число безработных остаётся на восьмилетних минимумах. Сектор недвижимости и промышленности продолжает лихорадить, восстановление тут неоднородно, ощущается недостаток средств и здорового потребительского спроса. Если статистика по американскому ВВП в третьем квартале окажется сомнительной (а она имеет на этой все шансы), цены на золото обретут новый фактор поддержки.

Статданные по еврозоне давно не радуют. Инфляция в июле 2014 года сократилась до 0,4% в годовом исчислении с 0,5% прежде, и это снова заставляет обращать внимание на появление дефляционных признаков в экономике Е-18. Более-менее ровная статистика публикуется в последние три месяца по деловой активности в сфере услуг, но стоит понимать, что это, скорее всего, сезонное оживление. Уровень безработицы в еврозоне последовательно сокращается, сейчас он составляет 11,5%, однако это не те темпы улучшения, которые могли бы поддержать европейскую экономику. Рынок труда и его балансировка остаются одной из основных проблем региона, и путей решений острых вопросов тут пока нет. Европейский Центральный банк, откровенно говоря, бездействует — дважды понизив уровень процентной ставки и доведя его к текущему моменту до 0,15% годовых, а также введя отрицательную ставку по депозитам, ЕЦБ не добился ровным счётом ничего.

Кредитование в экономике еврозоны остаётся вялым, а банки придерживают средства на балансах, вместо того чтобы перенаправлять из по кредитным линиям в бизнес. Так было задумано, но схема не работает. Возможно, ситуацию поправят два осенних аукциона формата LTRO, в ходе которых банки Старого Света смогут привлечь новые объёмы ликвидности. Но пока картина смотрится мрачновато.

Есть ещё момент, достаточно сложный как для инвесторов, так и для экономистов, но его нельзя не затронуть. Это высокая вероятность роста спреда в процентных ставках ФРС и ЕЦБ. Чем активнее американский Федрезерв будет сокращать свое стимулирование, а затем и повышать ставку, тем сложнее придётся европейскому регулятору. Марио Драги, глава ЕЦБ, будет вынужден смягчать кредитно-денежную политику, иначе экономика еврозоны уйдёт в глубокую рецессию. Единственный плюс от этого — слабость единой европейской валюты, что теоретически должно помочь ЕЦБ в дальнейшем восстановлении экономики региона.

Макроэкономические новости со стороны Китая в последнее время, напротив, вдохновляют. ВВП Поднебесной по итогам второго квартала 2014 года оказался чуть лучше прогнозов, укрепившись на 7,5%. Несмотря на минорные прогнозы относительно текущего года, которые прочили самый слабый прирост экономики Китая за 22 года, ситуация выглядит стабильной. Показатели по PMI указывают в общем и среднем на рост деловой активности, хотя государственные расчёты и наблюдения частного бизнеса несколько разнятся.

Очередной важный фактор — физический спрос на золото и глобальные закупки. В первом полугодии 2014 года спрос на золото в Китае обвалился на 19%, больше всего пострадали продажи монет и слитков, хотя спрос на ювелирные украшения сохранился и даже немного вырос. В январе-июне потребление золота в Поднебесной составило 569,5 тонн, негативное влияние оказала слабость юаня и высокие спотовые цены на драгметалл. За весь 2013 год спрос на золото в Китае составил 1176 тонн. Золотые слитки традиционно очень интересны китайским инвесторам, но пока тенденции текущего года не вдохновляют — показатели по итогам 12 месяцев могут оказаться слабее цифр за 2013 год.

Между тем, есть основания рассчитывать на стабилизацию ситуации и ее улучшение во втором полугодии текущего года. Во-первых, это ставка на начало торгов контрактами на поставку физического золота на Сингапурской бирже. Инвесторы ждут запуска этого инструмента в сентябре, он очень интересен участникам рынка. У биржи Сингапура есть все шансы стать золотым центром Юго-Восточной Азии. Во-вторых, производство золота самим Китаем тоже растёт, и это поможет уравновесить рынок драгметалла. В World Gold Council, Всемирном совете по золоту, считают, что долгосрочный спрос на золото в Китае будет расти, и в 2017 году окажется на уровне 1350 тонн. Это достаточно логично: уровень благосостояния китайского населения будет расти, спрос на предметы роскоши увеличится пропорционально.

Интерес к золоту в Индии остается высоким. Важнейший элемент местной культуры, символ благополучия и процветания имеет в стране едва ли не большее значение, чем где бы то ни было. Спрос на золото в Индии последние 10 лет растёт в среднем на 13% ежегодно, обгоняя динамику ВВП на 5–6%. Стабилизация курса рупии и ослабление контроля над импортом золота позволят внутренним ценам немного вырасти и поддержать спрос на драгоценный металл. В июле текущего года Резервный банк Индии принял решение ослабить ограничения на импорт золота, что открыло простор для деятельности ряду компаний, которые ввозят в страну драгметалл. Теневой оборот золота при таких условиях должен сократиться.

В целом, спрос на золото в Индии по итогам 2014 года окажется на уровне 900–1000 тонн, примерно на прошлогодних отметках. При этом интерес к слиткам увеличится на 13–15%.

Неплохой спрос на золото демонстрируют Тайвань, Вьетнам и ряд других азиатских стран. В совокупности этот интерес к физическому золоту способен поддержать котировки драгметалла, но стоит понимать, что ралли на рынке способны сейчас спровоцировать только политические новости.

Рынок золота выглядит сбалансированным, но всё равно очень зависимым от внешнеполитической обстановки. Даже при условии, что Китай начнёт снова покупать драгоценный металл, а Индия полностью откроет импорт, цены на золото едва ли поднимутся до конца текущего года выше уже взятого максимума на $1397 за тройскую унцию. Катализатором ралли могут стать внешнеполитические новости: растущее напряжение в российско-украинских отношениях, экономическая война между Россией и Западом, которая пока только стартует. Любое осложнение и недопонимание политиков выльется в золотое ралли, но его активность напрямую будет зависеть от глубины политического кризиса. Впереди зима, у Москвы остается весомый энергетический козырь в диалоге с Евросоюзом, и если он будет разыгран, золото возьмёт новые высоты.

Обычно учётные цены на золото полностью нивелируется широким спредом (разницей между покупкой и продажей) при приобретении золотых слитков. Сейчас их можно продать по цене близкой к той, по которой в начале года слитки приобретались. Кроме того, при покупке золота в слитках существует риск их утраты, а если, в целях безопасности, их хранить в банковских ячейках — для покупателя это означает дополнительные издержки.

Альтернативой покупке золота в слитках могут служить обезличенные металлические счета (ОМС), услуги по открытию и ведению которых предлагают ведущие российские банки. ОМС — металлический счёт, предназначенный для учёта золота (а также других драгоценных металлов: серебра, платины и палладия) в виде банковских слитков без указания их индивидуальных признаков, то есть без поставки физического металла. По сравнению с драгоценными металлами в слитках обезличенные металлические счета обладают рядом преимуществ:

  • возможность приумножения денежных средств за счёт роста стоимости драгоценных металлов;
  • возможность диверсификации инвестиционного портфеля вложениями в драгоценные металлы, что снижает риски потерь, связанные с негативными изменениями на финансовых рынках;
  • высокая ликвидность — разница между ценами покупки и продажи значительно ниже, чем в случае приобретения физического золота в слитках;
  • стоимость обезличенного драгоценного металла не включает в себя издержки, связанные с изготовлением слитков, их хранением и транспортировкой.

Кроме того, ряд форекс-брокеров, включая Альпари, предлагает возможность открывать торговые счета в условной единице — GLD, стоимость которой привязывается к цене золота. В этом случае средства клиентов не только растут вместе с ценой на драгоценный металл — при этом их можно использовать для самостоятельной торговли на финансовых рынках, либо вкладывать в различные инвестиционные продукты. При хорошей конъюнктуре рынка выгода может быть двойной: клиент получает доход от самостоятельной торговли/инвестирования и одновременно от роста стоимости золота.

Анна Бодрова, старший аналитик Альпари

Подробнее на сайте