24 октября 2012, 13:29

Ресурс безопасности: железнодорожный транспорт переживает непростые времена

Интервью начальника Свердловской региональной службы развития пассажирских сообщений Сергея Неха и первого заместителя начальника Уральского филиала ОАО «ФПК» Алексея Балашкова.

Как работает пассажирский комплекс после проведения реформы ОАО «РЖД»? К чему привело образование ОАО «Федеральная пассажирская компания» («ФПК»), как формируется тариф для пассажира и почему необходимы дотации государства? На эти и другие вопросы отвечают начальник Свердловской региональной службы развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре — структурного подразделения ОАО «РЖД» Сергей Васильевич Нех и первый заместитель начальника Уральского филиала ОАО «Федеральная пассажирская компания» Алексей Валентинович Балашков.

— Почему вы пришли вдвоем — вы представляете две структуры?…

С. Нех: Если говорить упрощенно, «Федеральная пассажирская компания» занимается организацией пассажирских перевозок в дальнем следовании, а Свердловская железная дорога — филиал ОАО «РЖД» — содержанием и развитием инфраструктуры.

— Что такое ОАО «ФПК», для чего она создана и насколько можно сейчас оценить эффективность этого шага?

С. Нех: «Федеральная пассажирская компания» — крупнейшее дочернее общество ОАО «РЖД», начала хозяйственную деятельность 1 апреля 2010 года. Цель создания компании — организация эффективного бизнеса в сфере перевозки пассажиров в дальнем следовании. В уставный капитал ОАО «ФПК» было передано все имущество пассажирских перевозок, включая парк вагонов. Преобразование пассажирского комплекса — неотъемлемая часть всей структурной реформы ОАО «РЖД» и выделение работы по направлениям позволяет более четко решать проблемы, связанные с перевозкой и обслуживанием пассажиров.

В сфере влияния Свердловской железной дороги пассажирскими перевозками занимаются: перевозчики — в пригородном сообщении это ОАО «Свердловская пригородная компания», в дальнем — Уральский филиал ОАО «ФПК». На крупных вокзалах пассажиров обслуживает региональная Дирекция железнодорожных вокзалов, на небольших станциях — Свердловская дирекция пассажирских обустройств. Собственником подвижного состава электропоездов и пригородных вагонов является Дирекция моторвагонного подвижного состава.

Приведу примеры, которые показывают, какие положительные сдвиги произошли в работе пассажирского комплекса в целом. Первое — у каждой из дирекций имеется своя инвестиционная программа и план капитального ремонта. То есть налицо разделение средств по направлениям, определение первоочередных затрат и потребностей, согласно которым формируется дальнейшая стратегия. Второе — это показатели работы пассажирского комплекса. В частности, в сентябре и в целом за 9 месяцев мы отправили на 2% пассажиров больше, чем в прошлом году. В сезон летних перевозок, только с мая по сентябрь, мы перевезли более 18 млн пассажиров, что составляет 64% от всех 9 месяцев. Было назначено 160 дополнительных поездов, на 50 больше, чем в прошлом году.

— Расскажите о новых сервисах и услугах, которыми могут пользоваться пассажиры.

А. Балашков: На полигоне Свердловской железной дороги функционирует 6 транзакционных терминалов регистрации (ТТР), в которых можно распечатать билеты, оформленные через Интернет (получить бумажную версию проездных документов): два в Екатеринбурге, один в Перми, один в Тюмени, один в Сургуте, один в пункте продажи Пыть-Ях. В крупных городах (Екатеринбург, Пермь, Тюмень) установлены также транзакционные терминалы самообслуживания (ТТС): они предоставляют возможность выбрать условия поездки, оплатить проезд платежной картой и получить проездной документ в режиме реального времени. Терминал выдает пассажиру 2 документа — билет на поезд установленного образца и чек, подтверждающий факт списания средств с банковской карты. Добавлю, что эти услуги весьма востребованы: ежегодный рост покупки билетов через Интернет составляет порядка 15%.

— Что будет с ценами на билеты, с новыми направлениями и с поддержкой пассажирских перевозок со стороны федерального бюджета? Нужны ли дотации?

А. Балашков: Объем пассажиров, перевозимых ОАО «ФПК», составляет около 99% общего объема дальних перевозок железнодорожным транспортом России. Государство приняло на себя обязательства по установлению тарифов для пассажиров в социальном сегменте перевозок (общие и плацкартные вагоны) ниже себестоимости и обязательства по 100%-ой компенсации перевозчику выпадающих от госрегулирования доходов.

Себестоимость перевозки в расчете на одного пассажира в плацкартном вагоне составляет 1448 рублей. Из них пассажир оплачивает 865 рублей, следовательно, выпадающие доходы перевозчика составляют 583 рубля. Фактически государство компенсирует нам только 446 рублей, а 137 рублей вынуждено покрывать ОАО «ФПК» за счет других доходов, например, от дерегулируемых перевозок (вагоны купе и СВ).

С. Нех: На сегодняшний день у государства сложилась позиция, которая может привести к не очень приятным последствиям. В 2011 году бюджетная заявка ОАО «ФПК» составляла 36,7 млрд рублей, государство субсидировало только 30 млрд рублей. в 2011 году субсидии на возмещение потерь в доходах, предусмотренные федеральным бюджетом в объеме 30 млрд, были израсходованы уже по итогам 10 месяцев работы компании. Дефицит бюджетных средств к концу 2011 года составил 7,2 млрд руб. Фактически, последние два месяца 2011 года ОАО «ФПК» выполняло обязательства государства перед гражданами РФ за счет собственных средств в полном объеме. Иными словами, компания вынуждена прибегать к перекрестному субсидированию за счет перенаправления прибыли, получаемой от прочих видов деятельности.

В 2012 году ситуация повторяется, но уже с октября месяца. Дефицит субсидий за 2012 год достигнет 6 млрд рублей.

Столкнувшись с такими вызовами, в компании был проведен комплексный анализ деятельности. По результатам — разработана и реализована полномасштабная программа сокращения затрат. Эффект от ее реализации за 2010–2011 годы составил 11 млрд рублей за счет оптимизации численности персонала, сокращения программ ремонтов и технического обслуживания более чем на 30%, закрытия 6 депо, 24 багажных отделений, 13 пунктов формирования поездов, что не повлияло на качество и безопасность перевозок.

Вряд ли найдется другая компания, которая, находясь в условиях столь жесткого тарифного регулирования, смогла бы добиться снижения себестоимости продукции.

Мы этого добились — в 2011 году себестоимость перевозок была снижена к уровню 2010 года на 1%, при том что потребительские цены выросли на 8,6%, обеспечивая использование вместимости плацкартного вагона на уровне 80% на всем пути следования (из пунктов отправления вагоны уходят заполненными на 100%), сдерживая рост себестоимости значительно ниже уровня инфляции и доказывая эффективность субсидирования перевозок железнодорожным транспортом.

На 2013 год при бюджетной заявке 36,6 млрд рублей государство рассматривает выделение лишь 14,8 млрд рублей. Столкнувшись с дефицитом бюджета, ОАО «ФПК» вынуждена будет пойти на непопулярные меры: отказаться от покупки новых плацкартных вагонов, отменить нерентабельные поезда (по сети дорог — это будет порядка 235 поездов), закрыть часть ремонтных депо. Таким образом, сокращение бюджетных ассигнований ОАО «ФПК» будет иметь отрицательные последствия для всех заинтересованных сторон — для пассажиров, государства, компании, затронет машиностроительные и ремонтные предприятия, в том числе градообразующие.

— 235 поездов?

— Да, это по всей сети железных дорог России. На полигоне СвЖД в 2013 году планируется сокращение одного поезда №608 сообщением Екатеринбург — Бокситы. Однако пассажиры не должны почувствовать неудобств, для удовлетворения потребностей населения на участке от Серова до Бокситов мы организуем пригородное движение. Будем надеяться, что размер дотаций все-таки увеличится, и поезда сохранят ту маршрутную сеть, в которой они сейчас следуют.

— ЧП в Каменск-Уральском. В чем была причина и сделаны ли выводы на будущее?

С. Нех: Безусловно, выводы будут сделаны самые серьезные. Во-первых, мне бы хотелось от лица ОАО «РЖД» извиниться перед пассажирами поезда №345 сообщением Адлер — Нижний Тагил и их родственниками за допущенный на дороге случай. Действительно, 13 октября на станции Каменск-Уральский машинист маневрового тепловоза воспринял разрешающий сигнал пассажирскому поезду за свой, и, нарушив все регламенты и инструкции, привел локомотив в движение и допустил боковое столкновение с пассажирским поездом. В результате произошел сход одного пассажирского вагона и двух локомотивов.

Фактов получения очевидных травм при первичном осмотре пассажиров выявлено не было, три человека и проводник обратились к медикам с жалобами на ушибы и стрессовое состояние. Фельдшер медпункта вокзала Каменск-Уральский с первых минут была на месте происшествия и оказывала помощь. В течение 30 минут прибыли главный врач НУЗ Узловая поликлиника на ст. Каменск-Уральский ОАО «РЖД» и заместитель начальника региональной Дирекции медицинского обеспечения. Всех пассажиров из пострадавших вагонов разместили в здании вокзала, где с ними беседовали психологи и хирург-травматолог. Проводник поезда (жительница Каменск-Уральского) самостоятельно обратилась в городской медпункт. В Екатеринбурге в поезд была посажена бригада врачей — психолог, невролог, психофизиолог, хирург, которые ходили по вагонам и готовы были оказать помощь всем обратившимся. По прибытии поезда в Нижний Тагил случаев обращения граждан в связи с травмами или последующим ухудшением здоровья по вероятной причине данного ЧП не зафиксировано.

Мне хотелось бы сказать, что обеспечение безопасности движения поездов остаётся одной из важнейших задач компании, решение которой определено в качестве безусловного приоритета и в Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года, и в корпоративной стратегии. В компании РЖД развитие системы управления безопасностью движения ведется на основе новых подходов, принципов и инструментария. Мониторинг состояния объектов инфраструктуры и подвижного состава, анализ и оценка рисков стали носить системный характер. Но в данном случае, как это ни прискорбно, вновь вышел на первое место человеческий фактор. Поэтому непосредственные виновники будут привлечены к ответственности и уволены, будут наказаны самым строгим образом их руководители. Выводы будут сделаны, и, я думаю, в дальнейшем нам удастся избежать таких инцидентов.

А. Балашков: Анализируя последствия ЧП, мы произвели оценку действий поездной бригады и оценили ее как квалифицированную. Проводники, сами получившие стресс от такой ситуации, сделали все правильно: совместно с двумя пассажирами выбили окно, как и положено по инструкции, и обеспечили в течение 30 минут эвакуацию пассажиров из пострадавшего вагона.

С. Нех: Место схода было в 300 метрах от вокзала и люди дошли туда пешком, на вокзале им были предложены чай и конфеты. В дальнейшем пассажиры были пересажены на свободные места в другие вагоны, и поезд был отправлен по назначению. В Нижний Тагил прибыло 84 человека. У каждого рабочего тамбура их встречали руководители подразделений ОАО «РЖД» по Нижнетагильскому региону, с каждым пассажиром побеседовали, поинтересовались о необходимости оказания помощи. Еще до прибытия поезда по вокзальной радиосвязи до встречающих доводилась информация об организации бесплатной доставки автобусами пассажиров поезда и их родственников до всех районов города, а для транзитных пассажиров — в ближайшие города (Кушва, Качканар, Верхняя и Нижняя Салда). Всего было организовано 9 автобусов, услугами автодоставки воспользовались более 30 человек.

— В подобных случаях на какую компенсацию можно рассчитывать? Существует ли страхование пассажиров, и в каком размере?

А. Балашков: Каждый пассажир у нас застрахован на 12 тысяч рублей. За страховку он платит 2 рубля 30 копеек — эта обязательная сумма включена в стоимость билета. По добровольному страхованию выплаты колеблются от 410 до 820 тысяч рублей в зависимости от внесенной оплаты. Компенсации оформляют в установленном порядке: нужно собрать документы и предоставить их в страховую компанию. В таком случае как Каменск-Уральский, естественно, мы окажем помощь в получении необходимых документов. За консультацией можно обращаться по телефону бесплатной горячей линии Уральского филиала ОАО «ФПК» 8–800–200–57–67. Также информацию можно получить на сайте страхового общества ЖАСО.

Напоследок хотелось бы отметить, что при всех тех неурядицах, которые сегодня существуют, железнодорожный транспорт является самым безопасным. И что самое главное, с годами это не меняется, о чем свидетельствует статистика.

Подробнее на сайте

Чтобы получать лучшие материалы дня, недели, месяца, подписывайтесь на наш канал. Здесь мы добавляем смысла каждой новости.