Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Автокредиты государственной сборки

11 августа 2009, 12:48
Новости партнеров
Банки проявили интерес к субсидиям

Автокредитование в рамках госпрограммы субсидирования ставок расширяется — к уже участвующим в программе трем банкам в ближайшее время могут присоединиться еще четыре. Доля льготных автокредитов постоянно растет, и банки, не попавшие в госпрограмму, оказываются в сложном конкурентном положении, отмечают эксперты.

О том, что число банков, принимающих участие в программе льготного автокредитования с государственным субсидированием процентных ставок, может увеличиться, сообщил вчера координатор программы Минпромторга Александр Ким. До сих пор в данной программе участвовали три госбанка — Сбербанк, Россельхозбанк и ВТБ 24. По словам Александра Кима, в ближайшее время к ним могут присоединиться Газпромбанк, Банк Москвы, Юникредит банк и Альфа-банк.

Госпрограмма льготного автокредитования была запущена в апреле 2009 года. Государство компенсирует банку, выдающему кредит, 2/3 ставки рефинансирования (с апреля снизилась с 12,5% до 10,75%). Первоначально в рамках программы выдавались кредиты на автомобили российской сборки (весь модельный ряд АвтоВАЗа, Ford Focus, Fiat Albea, Renault Logan, Skoda Fabia и Chevrolet Niva) максимальной стоимостью 350 тыс. руб. с первоначальным взносом 30%. После внесения изменений в программу льготного автокредитования максимальная стоимость автомобиля была повышена до 600 тыс. руб., а первоначальный взнос снижен до 15%. Предусматривается, что для компенсации выданных в 2009 году автокредитов из бюджетов 2010, 2011 и 2012 годов будет выделено 2 млрд руб., 1,5 млрд руб. и 500 млн руб. соответственно.

Расширение числа банков—участников госпрограммы стало возможным благодаря подписанному в начале июля премьером Владимиром Путиным постановлению правительства, которое смягчило требования к банкам. В частности, перестало быть обязательным наличие у банка-участника не менее чем 50-процентной доли государства в капитале (см. "Ъ" от 7 июля).

Теперь участвовать в программе могут банки, собственный капитал которых по состоянию на 1 апреля составлял не менее 70 млрд руб. Согласно рейтингу журнала "Деньги" на 1 апреля помимо уже участвующих в госпрограмме трех банков этому требованию соответствуют Банк Москвы (160,7 млрд руб.), Газпромбанк (158,4 млрд руб.), Альфа-банк (77,83 млрд руб.), Юникредит банк (72,2 млрд руб.). "Банк Москвы и Газпромбанк уже предоставили необходимые для участия в программе документы",— отметил господин Ким. В Юникредит банке сообщили, что также подали необходимые документы в Минпромторг, однако, когда банк сможет приступить к реализации госпрограммы автокредитования, уточнить отказались. В Альфа-банке пояснили, что получили предложение от Минпромторга об участии в программе субсидирования процентной ставки по автокредитам и в настоящее время рассматривают эту возможность, "однако на текущий момент решение еще не принято".

По данным на 6 августа, тремя банками—участниками программы было выдано 23 411 льготных автокредитов и принято 42 372 заявки. По словам господина Кима, лидером по выдаче льготных автокредитов на текущий момент является Сбербанк. В Сбербанке сообщили, что, по данным на 4 августа, банк выдал 19 714 льготных автокредитов, что составляет более 80% от общего числа. На долю ВТБ 24 приходится около 14%, или 3290 автокредитов, еще около 3% (664 автокредита) приходится на Россельхозбанк. До конца 2009 года, по оценкам Минпромторга, может быть выдано около 100 тыс. льготных автокредитов против 150 тыс. запланированных при запуске программы.

При этом доля кредитов, выданных по госпрограмме субсидирования ставок, от общего числа выданных автокредитов, по экспертным оценкам, уже превышает 10%. "За первое полугодие в кредит было продано около 137 тыс. автомобилей, из них по госпрограмме — примерно 16 тыс., это около 12%",— подсчитывает заместитель гендиректора "Автостата" Сергей Удалов. По его прогнозу, к концу года эта доля "существенно увеличится".

"Госпрограмма имеет хорошие конкурентные преимущества, и у банков, которые сейчас в ней участвуют, есть шанс оттянуть часть потенциальных клиентов из банков, не попавших в программу",— отмечает аналитик инвесткомпании "Метрополь" Марк Рубинштейн. В банках с этим согласны. "Мы озвучили нашу готовность участвовать в программе, однако капитал Райффайзенбанка составляет 63 млрд руб., и в связи с несоответствием формальному критерию наше участие не представляется возможным",— рассказал руководитель дирекции обслуживания физических лиц Райффайзенбанка Андрей Степаненко.