6 августа 2009, 08:57

Выбор редакции

Граждане РФ из-за кризиса отказываются от самого необходимого

Падение потребительской активности в России достигло максимума с начала экономического кризиса.

В июне почти 85% граждан отказались от привычных покупок тех или иных товаров. И если падение спроса на бытовую технику можно было предсказать, то снижение затрат на еду стало неожиданностью. Эксперты прогнозируют: потребление продолжит падать – признаков улучшения материального положения покупателей пока нет, пишет газета «Новые известия».

По данным мониторинга потребительского поведения россиян, который регулярно проводят социологи компании «Башкирова и партнеры», граждане продолжают отказывать себе во всех видах товаров. Процесс идет довольно стремительно.

Так, еще в декабре 2008 года треть опрошенных заявляли, что кризис на их покупки не повлиял. В апреле доля счастливчиков снизилась до 21,1%, а в июне – уже до 15,4%. Другими словами, почти 85% россиян к лету пересмотрели свои привычные траты. Неудивительно, что росло число отказов от крупных покупок: в декабре – 15,8%, в июне – 25,2%. Туристические поездки этим летом отложили 21,2% россиян, хотя в декабре «отказников» насчитывалось лишь 12,9%. Бытовая техника зимой была не по карману 25,9% респондентов, сегодня – 38,9%. Впрочем, уменьшение потребления в этих сегментах было предсказуемым.

Однако снижение по другим показателям стало довольно неожиданным. Так, за полгода число отложивших покупку одежды выросло с 25,7 до 41,7%. С декабря по июнь доля отказывающих себе в каких-либо продуктах питания выросла с 22,2 до 35,4%. А ведь раньше утверждалось, что спрос на еду неэластичный.

По дальнейшему прогнозу экспертов, потребление к концу года будет падать. А по прогнозу американского агентства Bloomberg, к концу года с российского рынка уйдут 14 тыс. розничных продавцов одежды из 42 тыс. ныне работающих. В частности, во втором полугодии продажи немецких марок одежды могут упасть на 30%.

Чтобы получать лучшие материалы дня, недели, месяца, подписывайтесь на наш канал. Здесь мы добавляем смысла каждой новости.