Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Антикризисный банк будущего

19 июня 2009, 10:29
Новости партнеров
Расчетный банк с низкими тарифами и высочайшей степенью автоматизации — вот что сегодня нужно российским клиентам

Экс-владелец «Северной Казны», уральский бизнесмен и ученый Владимир Фролов сейчас всецело поглощен запуском нового банка. Вклады и кредиты, по мнению банкира, в условиях кризиса не актуальны. Расчетный банк с низкими тарифами и высочайшей степенью автоматизации — вот что сегодня нужно российским клиентам. Столь революционных технологий рынок еще не видел, уверяет Фролов. Однако не все эксперты разделяют его оптимизм.

И вновь продолжается бой

«За одного битого двух небитых дают!» — оптимистично смотрит в будущее бывший владелец крупнейшего уральского банка «Северная Казна» Владимир Фролов. «После продажи банка, которому было отдано около 15 лет моей жизни, я собирался открыть софтверную фирму и заняться IT-разработками, — рассказывает бизнесмен. — Но, прочитав в Интернете сотни сообщений в свою поддержку, задумался и понял, что уходить из банковского мира мне рано. А так как я всегда старался делать что-то инновационное, то решил запустить высокотехнологичный проект на порядок лучше «Казны».

Банк будущего, по словам Фролова, появится уже в сентябре-октябре текущего года. Ни вкладов, ни кредитов, ни дорогих переводов, сутками идущих до адресата, там не будет. В основе проекта — дистанционное обслуживание, соответствующее последним мировым технологиям. Разработка «программного ядра» уже завершена. «На сегодняшний день мне поступил ряд предложений как от государственных, так и от частных инвесторов, с окончательным выбором которых я определюсь в июне-июле. Сам я не стану в этот раз выступать основным акционером. Предпочту отдать контрольный пакет тому, кого в случае чего точно не затронет никакая рейдерская атака», — страхуется бизнесмен.

В каждом городе-миллионнике будут открыты основной офис площадью 250—300 кв. метров, а также 4—5 небольших отделений по 70—80 кв. метров. «Головное представительство (площадью 1,5—2 тысячи квадратных метров) разместим либо в Москве, либо в Екатеринбурге. Где именно, пока не решили, — рассказывает предприниматель. — В течение ближайших 5 лет рассчитываем задействовать всего около 200—300 сотрудников».

Быстрее, проще, дешевле

Банкиры в последнее время опасаются развивать традиционный депозитно-кредитный бизнес. По мнению многих экспертов, банки за пределами первой сотни все больше превращаются в расчетные центры. Поэтому рынок особенно остро нуждается в продуманной модели идеального «расчетно-кассового» банка. К тому же отсутствие громадного бюрократического аппарата при проведении операций и их «онлайновость» очень важны для многих компаний. «Идея витает в воздухе, и как минимум двое клиентов, консультируемых моей фирмой, делают нечто похожее на проект Фролова. В целом же в этой нише за ближайший год заявят о себе не менее 5—6 отечественных и украинских банков», — прогнозирует директор консалтинговой фирмы «Аспект» доктор экономических наук Артем Генкин.

«Сначала мы сделаем ставку на корпоративных клиентов, но уже через 3—5 месяцев наш банк будет открыт и для физических лиц, — продолжает Фролов. — Новейшие разработки позволят сделать переводы максимально быстрыми и онлайновыми, «толстый» банк-клиент уйдет в прошлое, его полностью заменит «тонкий» интернет-банк. К тому же помимо высокотехнологичного дистанционного обслуживания мы планируем привлечь компании тарифной политикой low-cost. Для тех, кто не заинтересован в онлайн-платежах, стоимость услуг, напротив, будет заградительной».

Фанаты ликуют!

Океан Банк, уже работающий по схожему принципу, но ориентирующийся в основном на частных клиентов, предложение прокомментировать планы уральского бизнесмена принял с особой радостью. По мнению начальника управления информационных технологий Алексея Цереха, сейчас самое подходящее время для развития дистанционных технологий. «Хотя количество пользователей интернет-банкинга и растет год от года, в России их еще не так много, — говорит он. — Поэтому пока рынок не поделен, остается шанс успешно занять значительную его часть. Я солидарен с идеями господина Фролова и искренне желаю успеха ему и его команде».

«Давно пора «давить» банки, которые в XXI веке проводят платежи несколько суток. А учитывая, что многим ПБОЮЛам вообще все равно, где обслуживаться, лишь бы операции проводились без задержек, клиентура Фролову обеспечена», — на условиях анонимности поделился один из банкиров.

«На сегодня у заявленного стартапа есть немногое, но свое. Это идеология, имидж, харизма и репутация владельца, а также собственное ядро интернет-банка. Последнее особенно важно, ведь если стоимость результата интеллектуальных затрат тут оценить сложно (к разным продуктам подобного плана мне встречались ценники от 20 тысяч долларов до 1,5 миллиона), то выигрыш во времени от наличия уже разработанного под нужды проекта софта очевиден», — считает Артем Генкин.

Много шума — вокруг чего?

Между тем другие эксперты, опрошенные Банки.ру, полагают, что анонсировать прорыв на банковском рынке Фролову рано, а то и вовсе неуместно. В Русском Банке Развития, к примеру, признались, что даже не догадываются, в чем инновационность обсуждаемой идеи. «Со стороны господина Фролова вполне логично постараться использовать шумиху вокруг «Северной Казны» для привлечения внимания к своему новому проекту, — заявил начальник управления развития каналов самообслуживания Альфа-Банка Владимир Урбанский. — На самом же деле речь идет просто о стандартной для России бизнес-модели, но с акцентом на удаленное обслуживание».

«Основные «фишки» в таких проектах — это онлайновая автооплата и стыковка АБС с сервером интернет-банка, — отмечает екатеринбургский эксперт, пожелавший остаться неизвестным. — Именно они обеспечивают интернет-переводы в режиме реального времени. Но все это уже было в «Казне»! Другой вопрос, что большинство российских банков как раньше не могли этим похвастаться, так не могут и сейчас. Инновационности же проекту Фролова это не прибавляет». Кроме того, команда строителей банка будущего состоит из нескольких бывших айтишников «Северной Казны», которые едва ли способны вытянуть такой проект. Ключевые специалисты по интеграции ДБО с АБС, биллингу и т. д. ушли в другое место и, кстати, тоже скоро всех удивят, рассказал собеседник.

Сам Владимир Николаевич в курсе того, что несколько его бывших сотрудников (среди которых, по его словам, есть и прославившиеся недавно выступлениями в прессе «парашютисты») готовят альтернативный проект. «Не хочу оценивать их деятельность ни положительно, ни отрицательно, — говорит он. — Через полгода жизнь сама всех расставит по местам».

Цыплят по осени считают

«В сентябре проект может стартануть. Но чтобы выйти на реально положительный (без дотаций) «финрез» и наблюдаемую без микроскопа долю рынка, Фролову понадобятся несколько лет и удача», — уверен Сергей Лапшин, который сам некогда основал Банк24.ру, после того как покинул «Северную Казну».

Тем временем Фролов не намерен тратиться на солидные рекламные кампании и масштабные маркетинговые акции. «Клиенты придут к нам сами просто из любопытства — посмотреть на лучший в мире интернет-банк», — говорит банкир.

Одно пока можно сказать совершенно точно. Владимир Фролов уже обладает многолетним опытом ведения банковского бизнеса, обширными связями в деловых кругах (они просто не могли не появиться за столь долгое время), несомненной харизмой и научным мышлением. Но обеспечит ли этот незыблемый капитал успех его новому проекту, покажет только время.